ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
В ДОУ
Для повышения
эффективности работы воспитателей очень важна чёткая организация методического
кабинета как центра всей педагогической деятельности дошкольного учреждения.
Методическая
работа в ДОУ заключается в обучении и развитии педагогических кадров,
выявлении, обобщении и распространении наиболее ценного опыта работы, а также
создании методических разработок.
Центром всей педагогической
работы детского сада является методический кабинет – «головной мозг» детского
сада.
Всё его
содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации
воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства,
взаимодействии с родителями просто в повседневной деятельности: подготовке к
рабочему дню, педагогическому совету и т.д.
Поэтому
старшему воспитателю необходимо соблюдать требования к содержанию материала,
находящегося в кабинете. Сделать его доступным, тщательно продумать систематизацию
и расположение, научить воспитателей творчески применять этот материал в работе
с детьми.
Успех
воспитания и обучения дошкольников, взаимодействие с родителями и коллегами в
коллективе, качество реализации программы во многом зависят от уровня педагогического
мастерства воспитателей, который определяется их квалификационной подготовкой,
методической компетентностью.
Исходя из
этого методический кабинет призван обеспечить:
·
построение образовательного процесса на основе
приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровье человека, свободного
развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам
и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
·
адаптацию ДОУ к социальному заказу и
особенностям развития воспитанников;
·
эффективное и оперативное информирование педагогов
о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного
процесса;
·
взаимодействие со структурами муниципальной
методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников,
социокультурными и образовательными учреждениями района, города.
Задача
старшего воспитателя – просвещать педагогов, знакомить с новейшими достижениями
передовой педагогической науки и практики; учить использовать инновационные
педагогические технологии, обеспечивающие повышение профессиональной компетентности
педагогов; обучать их практическим умениям, необходимым для реализации задач,
определённых основной программой развития, обучения и воспитания дошкольников,
в соответствии с которой строится деятельность ДОУ; оказывать помощь педагогам
в самообразовании, научной организации своего труда; оснащать педагогический
процесс пособиями для воспитательно-образовательной работы с детьми.
Для этого
материал, находящийся в методическом кабинете, необходимо разделить на
несколько разделов:
1. Дубликаты
отдельных нормативных документов (НПБ), касающихся
воспитательно-образовательной работы с детьми:
·
Семейный кодекс РФ;
·
Трудовой кодекс РФ;
·
Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
·
Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об
образовании»;
·
Письмо Минобразования России от 07.04.1999 №
70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе
дошкольного образования»;
·
Инструктивно-методическое письмо Минобразования
России от 24.03.1995 № 42/19-15 «О программно-методическом обеспечении
дошкольного образования – в контексте педагогики развития»;
·
Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
·
Конвенция дошкольного воспитания;
·
Приказ Министерства образования и науки № 665
·
Приказ Министерства образования и науки № 2151
·
документы по подготовке детей к школе и
преемственности в работе со школой и др.
Со всеми этими
документами должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения.
Каждый педагог имеет возможность уточнить в этих документах интересующие его
вопросы, использовать их в своей работе.
2. Методическая и справочная литература:
·
Специальная
методическая литература, распределённая по разделам комплексной программы и
парциальных программ, выбранных для обеспечения целостного
воспитательно-образовательного процессА6
- игровая
деятельность;
-
физкультурно-оздоровительная работа;
- воспитание
культурно-гигиенических навыков;
- сенсорное
воспитание;
- ребёнок и
окружающий мир (ФЦКМ);
- развитие
речи;
- формирование
элементарных математических представлений;
-
нравственно-патриотическое воспитание;
- трудовое
воспитание;
-
художественная литература;
-
художественно-эстетическое воспитание;
- знакомство с
искусством;
- эстетическая
развивающая среда;
-
изобразительная деятельность;
-
конструирование;
- ручной труд;
- музыкальное
воспитание;
-
культурно-досуговая деятельность;
- дети раннего
возраста: «Ясли – это серьёзно»;
- материалы по
подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада и школы;
-
взаимодействие с родителями;
- ребёнок и
его права;
- обеспечение
безопасности т жизнедеятельности.
·
Справочная
литература: словари (Толковый словарь русского языка В.И.Даля, Словарь
педагогических терминов и др.), энциклопедии.
·
Книги и статьи
о профессии воспитателя «Педагог: профессия и личность», где освещены
история и социальная значимость профессии, характеристика педагогической
деятельности, личностные качества педагога, инструментарий воспитателя о
методах воспитания, выделены качества хорошего воспитателя, указаны основные
ошибки педагогов при работе с детьми.
·
Периодическая
печать: журналы, касающиеся вопросов управления дошкольным учреждением,
работы с кадрами, организации воспитательно-образовательного процесса в детском
саду.
·
Раздел
«Педагогика и психология», в котором представлены произведения великих
педагогов, книги по общим проблемам педагогики и психологии.
Имеющийся
книжный фонд строго учитывается старшим воспитателем. На всю методическую и
детскую литературу, журналы составляется картотека с алфавитным указателями.
Это позволяет выбрать из массы ту книгу, которая поможет в подготовке к педагогическому
совету, занятию, родительскому собранию, консультации, необходима для обобщения
опыта, самообразования.
3. Методические материалы и рекомендации.
Раздел должен быть представлен письмами Минобрнауки России, управления
образованием, а также материалом, подготовленным старшим воспитателем в помощь
педагогам учреждения: это рекомендации, памятки, информационные листы и др.
Кроме этого в
кабинете должен находиться материал по разделам программы, в соответствии с
которой ДОУ осуществляет свою деятельность. Он разделён на следующие разделы:
·
Рекомендации педагогам.
·
Методическая работа (консультации, семинары,
семинары-практикумы; конспекты занятий, праздников и досугов; кроссворды,
подборка стихотворений, народные приметы, поговорки, загадки по сезонам;
информация об организации работ в цветнике, огороде, на участке и в уголке
природы; иллюстрации, фотоматериал, тесты и вопросники для детей – из опыта
работы педагогов учреждении и др.).
·
Инструментарий для диагностики детей.
·
Методическая литература, помощь в работе
старшему воспитателю.
·
Фотоматериал, видеоматериал.
·
Высказывания детей и лучшие детские работы.
4. Материал,
знакомящий с передовым педагогическим
опытом лучших педагогов учреждения, а также «Портфолио» педагогов. На все
опыты работы составлен банк данных, где указывается название опыта, цель, дата
его принятия на Совете педагогов, год аттестации педагогов, какая категория присвоена
по этому опыту и др.
5. Раздел организации детской деятельности. Отдельно
в педагогическом кабинете должны быть представлены тематические циклы
конспектов занятий и других форм организации детской деятельности в разных
возрастных группах.
6. Раздел педагогическое просвещение родителей:
рекомендации, памятки, советы, анкеты. Это не только теоретический
(методическая литература по взаимодействию с родителями для педагогов и
методическая литература по вопросам воспитания детей для родителей), но и практический
материал. Он содержит вопросы для родителей, задания по наблюдению за своим
ребёнком, совместные задания для детей и их родителей, самые разнообразные
ребусы и головоломки и др.
7. Раздел «Выставка». Темы выставок
систематически меняются в зависимости от тем и задач годового плана,
реализуемых коллективом в данный момент. Постоянными являются такие, как «Передовой
опыт – школа мастерства», «Новинки педагогической литературы», «Юбилеи детских
писателей», «Готовимся к педсовету», «Старшая медсестра рекомендует…»,
«Знаменательные даты нашей страны (города)», «Ты моя Россия», «Тульская
панорама», «Знакомим детей с природой» (по сезонам). Особенно хотелось бы
отметить материал о Советском районе г.Тулы, в котором расположен наш детский
сад № 2 . он включает в себя исторические справки «Старая история нового
района», «Центральный парк культуры и отдыха – его история», «Имена близлежащих
улиц», фотодокументы, сведения о достопримечательностях и др. Эпизодически
выставки организуются на такие темы, как «Аттестация педагогов», «Материалы к
смотру-конкурсу», «Готовимся к родительскому собранию» и др.
8. Раздел «Книга отзывов для родителей». В этом
разделе собран фотоматериал «Праздники и будни в детском саду»; «Наши
выпускники», видеоматериал (праздники, досуги, открытые занятия, педагогические
советы), материал по прохождению методической и педагогической практики
студентов педколледжа № 2, которые более 30 лет посещают базовое учреждение,
дипломы и грамоты педагогов и детей за участие в районных, окружных, городских
конкурсах и соревнованиях и др.
Весь материал
в методическом кабинете предназначен для педагогов. Важно не только подобрать и
правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать, как педагоги
применяют его в работе. Для этого используется журнал выдачи методических пособий
(произвольной формы), который ведёт старший воспитатель. Для этой же цели разработана
анкета, которая вручается воспитателям в конце учебного года. Все их пожелания
по организации работы методического кабинета, его содержания учитываются в новом
учебном году.
Вся текущая
методическая работа отражается на стенде под рубриками «Готовимся к
педагогическому совету», «Советы воспитателю», «Что нас ожидает в наступающем месяце»
(план методической работы на месяц), «Методическая работа» и др.
Анкета для педагогов
1. Как часто
Вы пользуетесь материалами педкабинета:
·
часто
·
редко
·
не пользуюсь.
2. Удобно ли,
на Ваш взгляд, расположена литература (наглядные пособия)?
·
трудно найти сразу
·
удобно
3. Материалом
каких разделов Вы пользуетесь чаще всего?
4. Какой
материал, на Ваш взгляд, можно добавить к имеющемуся?
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.