четверг, 5 сентября 2013 г.

Организация методического кабинета

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА
В ДОУ

Для повышения эффективности работы воспитателей очень важна чёткая организация методического кабинета как центра всей педагогической деятельности дошкольного учреждения.
Методическая работа в ДОУ заключается в обучении и развитии педагогических кадров, выявлении, обобщении и распространении наиболее ценного опыта работы, а также создании методических разработок.
Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет – «головной мозг» детского сада.
Всё его содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.
Поэтому старшему воспитателю необходимо соблюдать требования к содержанию материала, находящегося в кабинете. Сделать его доступным, тщательно продумать систематизацию и расположение, научить воспитателей творчески применять этот материал в работе с детьми.
Успех воспитания и обучения дошкольников, взаимодействие с родителями и коллегами в коллективе, качество реализации программы во многом зависят от уровня педагогического мастерства воспитателей, который определяется их квалификационной подготовкой, методической компетентностью.
Исходя из этого методический кабинет призван обеспечить:
·         построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровье человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
·         адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
·         эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
·         взаимодействие со структурами муниципальной методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.
Задача старшего воспитателя – просвещать педагогов, знакомить с новейшими достижениями передовой педагогической науки и практики; учить использовать инновационные педагогические технологии, обеспечивающие повышение профессиональной компетентности педагогов; обучать их практическим умениям, необходимым для реализации задач, определённых основной программой развития, обучения и воспитания дошкольников, в соответствии с которой строится деятельность ДОУ; оказывать помощь педагогам в самообразовании, научной организации своего труда; оснащать педагогический процесс пособиями для воспитательно-образовательной работы с детьми.
Для этого материал, находящийся в методическом кабинете, необходимо разделить на несколько разделов:
1. Дубликаты отдельных нормативных документов (НПБ), касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:
·         Семейный кодекс РФ;
·         Трудовой кодекс РФ;
·         Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
·         Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;
·         Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования»;
·         Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от 24.03.1995 № 42/19-15 «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования – в контексте педагогики развития»;
·         Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
·         Конвенция дошкольного воспитания;
·         Приказ Министерства образования и науки № 665
·         Приказ Министерства образования и науки № 2151
·         документы по подготовке детей к школе и преемственности в работе со школой и др.
Со всеми этими документами должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Каждый педагог имеет возможность уточнить в этих документах интересующие его вопросы, использовать их в своей работе.
2. Методическая и справочная литература:
·         Специальная методическая литература, распределённая по разделам комплексной программы и парциальных программ, выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процессА6
- игровая деятельность;
- физкультурно-оздоровительная работа;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- сенсорное воспитание;
- ребёнок и окружающий мир (ФЦКМ);
- развитие речи;
- формирование элементарных математических представлений;
- нравственно-патриотическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- художественная литература;
- художественно-эстетическое воспитание;
- знакомство с искусством;
- эстетическая развивающая среда;
- изобразительная деятельность;
- конструирование;
- ручной труд;
- музыкальное воспитание;
- культурно-досуговая деятельность;
- дети раннего возраста: «Ясли – это серьёзно»;
- материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада и школы;
- взаимодействие с родителями;
- ребёнок и его права;
- обеспечение безопасности т жизнедеятельности.
·         Справочная литература: словари (Толковый словарь русского языка В.И.Даля, Словарь педагогических терминов и др.), энциклопедии.
·         Книги и статьи о профессии воспитателя «Педагог: профессия и личность», где освещены история и социальная значимость профессии, характеристика педагогической деятельности, личностные качества педагога, инструментарий воспитателя о методах воспитания, выделены качества хорошего воспитателя, указаны основные ошибки педагогов при работе с детьми.
·         Периодическая печать: журналы, касающиеся вопросов управления дошкольным учреждением, работы с кадрами, организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду.
·         Раздел «Педагогика и психология», в котором представлены произведения великих педагогов, книги по общим проблемам педагогики и психологии.
Имеющийся книжный фонд строго учитывается старшим воспитателем. На всю методическую и детскую литературу, журналы составляется картотека с алфавитным указателями. Это позволяет выбрать из массы ту книгу, которая поможет в подготовке к педагогическому совету, занятию, родительскому собранию, консультации, необходима для обобщения опыта, самообразования.
3. Методические материалы и рекомендации. Раздел должен быть представлен письмами Минобрнауки России, управления образованием, а также материалом, подготовленным старшим воспитателем в помощь педагогам учреждения: это рекомендации, памятки, информационные листы и др.
Кроме этого в кабинете должен находиться материал по разделам программы, в соответствии с которой ДОУ осуществляет свою деятельность. Он разделён на следующие разделы:
·         Рекомендации педагогам.
·         Методическая работа (консультации, семинары, семинары-практикумы; конспекты занятий, праздников и досугов; кроссворды, подборка стихотворений, народные приметы, поговорки, загадки по сезонам; информация об организации работ в цветнике, огороде, на участке и в уголке природы; иллюстрации, фотоматериал, тесты и вопросники для детей – из опыта работы педагогов учреждении и др.).
·         Инструментарий для диагностики детей.
·         Методическая литература, помощь в работе старшему воспитателю.
·         Фотоматериал, видеоматериал.
·         Высказывания детей и лучшие детские работы.
4. Материал, знакомящий с передовым педагогическим опытом лучших педагогов учреждения, а также «Портфолио» педагогов. На все опыты работы составлен банк данных, где указывается название опыта, цель, дата его принятия на Совете педагогов, год аттестации педагогов, какая категория присвоена по этому опыту и др.
5. Раздел организации детской деятельности. Отдельно в педагогическом кабинете должны быть представлены тематические циклы конспектов занятий и других форм организации детской деятельности в разных возрастных группах.
6. Раздел педагогическое просвещение родителей: рекомендации, памятки, советы, анкеты. Это не только теоретический (методическая литература по взаимодействию с родителями для педагогов и методическая литература по вопросам воспитания детей для родителей), но и практический материал. Он содержит вопросы для родителей, задания по наблюдению за своим ребёнком, совместные задания для детей и их родителей, самые разнообразные ребусы и головоломки и др.
7. Раздел «Выставка». Темы выставок систематически меняются в зависимости от тем и задач годового плана, реализуемых коллективом в данный момент. Постоянными являются такие, как «Передовой опыт – школа мастерства», «Новинки педагогической литературы», «Юбилеи детских писателей», «Готовимся к педсовету», «Старшая медсестра рекомендует…», «Знаменательные даты нашей страны (города)», «Ты моя Россия», «Тульская панорама», «Знакомим детей с природой» (по сезонам). Особенно хотелось бы отметить материал о Советском районе г.Тулы, в котором расположен наш детский сад № 2 . он включает в себя исторические справки «Старая история нового района», «Центральный парк культуры и отдыха – его история», «Имена близлежащих улиц», фотодокументы, сведения о достопримечательностях и др. Эпизодически выставки организуются на такие темы, как «Аттестация педагогов», «Материалы к смотру-конкурсу», «Готовимся к родительскому собранию» и др.
8. Раздел «Книга отзывов для родителей». В этом разделе собран фотоматериал «Праздники и будни в детском саду»; «Наши выпускники», видеоматериал (праздники, досуги, открытые занятия, педагогические советы), материал по прохождению методической и педагогической практики студентов педколледжа № 2, которые более 30 лет посещают базовое учреждение, дипломы и грамоты педагогов и детей за участие в районных, окружных, городских конкурсах и соревнованиях и др.
Весь материал в методическом кабинете предназначен для педагогов. Важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать, как педагоги применяют его в работе. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы), который ведёт старший воспитатель. Для этой же цели разработана анкета, которая вручается воспитателям в конце учебного года. Все их пожелания по организации работы методического кабинета, его содержания учитываются в новом учебном году.
Вся текущая методическая работа отражается на стенде под рубриками «Готовимся к педагогическому совету», «Советы воспитателю», «Что нас ожидает в наступающем месяце» (план методической работы на месяц), «Методическая работа» и др.

Анкета для педагогов
1. Как часто Вы пользуетесь материалами педкабинета:
·         часто
·         редко
·         не пользуюсь.
2. Удобно ли, на Ваш взгляд, расположена литература (наглядные пособия)?
·         трудно найти сразу
·         удобно
3. Материалом каких разделов Вы пользуетесь чаще всего?
4. Какой материал, на Ваш взгляд, можно добавить к имеющемуся?


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.