четверг, 5 сентября 2013 г.

Роль старшего воспитателя в образовательном процессе


РОЛЬ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ
В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

На сегодняшний день одной из задач ДОУ является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми. Для решения этой задачи, прежде всего, необходимо создание условий для повышения активности и инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков. При этом особое значение имеет правильно выстроенная стратегия работы старшего воспитателя.
Главное в деятельности старшего воспитателя – это повышение качества образовательного процесса. Наша должность называется «старший воспитатель», или «методист». Именно в слове «методист», в каждой букве – направление, содержание, суть нашей работы.
М   -  миссионер
         Е    -  единомышленник
         Т    -  творец
         О   -  организатор
         Д   -  дипломат
         И   -  изобретатель
         С   -  стратег
         Т   -  тактик

Миссионер должен уметь убедить другого поверить в то, во что верит сам, уметь увлечь, повести за собой.
Единомышленник. Основное желание старшего воспитателя – сделать так, чтобы весь коллектив мыслил в едином порыве, был нацелен на работу.
Творец – постоянно находится в творческом поиске.
Организатор. Организация – планомерное устройство, налаживание чего-либо. В нашем случае – это создание рациональной структуры в ДОУ, которая направлена на обеспечение качества образовательного процесса.
Дипломат. Нельзя эффективно руководить людьми, если ты не умеешь находить подход к человеку, если ты не способен на компромисс. Как дипломаты, мы не имеем права на грубость и раздражение, на невнимание и нерешительность. Мы должны быть мудрыми, гибкими, высокопрофессиональными.
Изобретатель – новатор, источник идей, информации. Мы должны ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, чтобы не тратить времени на открытие уже известного.
Стратег. Старший воспитатель должен владеть искусством планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах. (Стратегия – искусство руководить действиями какого-нибудь коллектива для достижения общих целей).
Тактик. В нашей работе необходима разработка приёмов, способов достижения поставленной цели. (Тактика – совокупность методов и приёмов, применяемых для достижения намеченной цели).

Старший воспитатель – это стратег и тактик воспитательно-образовательного процесса. При этом функция ДОУ в этом процессе в большей степени состоит в воспитании детей, чем в их образовании. Очень важно определить стратегию вместе с коллективом.
Заведующая, старший воспитатель, коллектив педагогов и специалистов, родители должны постоянно находиться во взаимодействии. У них должны быть единые цели и слаженные действия в организации воспитательно-образовательного процесса. В свою очередь, у заведующей, старшего воспитателя и всего коллектива  должны быть единые требования  к воспитательно-образовательному процессу.
Принцип «Единство требований» прочно лежит на двух опорах: взаимопонимании и поддержке.
Основные принципы организации воспитательно-образовательного процесса
Таким образом, качественная организация воспитательно-образовательного процесса возможна лишь в том случае, когда все его члены находятся в постоянном взаимодействии и сотрудничестве, работают в команде. При соблюдении этих принципов выстраивается эффективный процесс руководства образовательно-воспитательной работой и повышения качества образования.
Старшим воспитателем должна быть построена собственная система организации работы, его стратегия и тактика.
По мнению разных авторов (В.Г.Афанасьев, Г.Х.Попов, Н.С.Сунцов, Ю.А.Конаржевский, А.Н.Троян), каждый цикл методической работы можно разделить на несколько стадий или управленческих функций:
- педагогический анализ,
- планирование,
- организация,
- контроль,
- регулирование и коррекция.
Аналитическая работа с инструктивными методическими материалами обеспечивается инструктивно-директивными документами, которые представляются на административном совете, педагогическом совете, на совете трудового коллектива. Необходима также грамотно составленная библиотека с картотекой. Отдельно следует создавать библиотеки для родителей.
Планирование воспитательно-образовательного процесса осуществляется следующим образом: составляется годовой план, планируется воспитательно-образовательная работа, отдельно планируется работа специалистов.
Организация воспитательно-образовательного процесса – это:
·         обеспечение выполнение программы;
·         разумное сочетание основной программы с необходимыми коррекционными программами;
·         использование необходимых парциальных программ и технологий, нацеленных на повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
·         выполнение годового плана;
·         введение в воспитательно-образовательный процесс задач по плану города, района: семинары, конференции, круглые столы и т.д.
осуществлять воспитательно-образовательный процесс качественно помогают:
·         знание программ, планов;
·         эффективное, разумное сочетание решаемых задач;
·         полноценное обеспечение воспитательно-образовательного процесса всем необходимым;
·         своевременное, детализированное планирование;
·         контроль воспитательно-образовательного процесса.
Важное значение при этом имеет работа с детьми по возрастам, слаженная работа всего коллектива ДОУ.

Без сомнения, обучать других возможно только при условии постоянного самообразования, развития, соответствующего требованиям времени. Педагогический коллектив всегда неоднороден. Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников образовательного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к той или иной деятельности. Работв с коллективом разнообразна и включает в себя следующие направления:
·         анкетирование (как педагогов, так и родителей). Анкеты лучше разрабатывать самим, учитывая цели;
·         консультации разных форм: индивидуальные, групповые – разноуровневые, фронтальные;
·         семинары;
·         практикумы;
·         круглые столы: проблемные, тематические по результатам контроля (тематического, оперативного);
·         открытые просмотры, взаимопосещения, досуговая деятельность – ходим в гости друг к другу;
·         мастер-классы;
·         методические объединения;
·         обмен опытом (наставничество, педагогическая практика);
·         повышение квалификации педагогов.
Контроль играет главную роль в повышении качества образовательного процесса. По этой теме имеется много хорошей методической литературы, в том числе: О.А.Скоролупова «Контроль как один из этапов методической работы в ДОУ» и «Тематичский контроль в ДОУ». Осуществляя контроль, нужно помнить, что мы идём не увидеть плохое и пожурить, а увидеть хорошее и похвалить. И конечно, каждый контроль должен иметь логическое завершение.                        
Создавая предметно-развивающее пространство, следует ориентироваться на потребности детей. Чтобы им было хорошо и уютно, чтобы малышам хотелось идти в детский сад, потому что там можно играть всем и во всё, потому что всего много и всё очень красивое и доступное.
Важно постоянно изменять предметно-развивающее пространство в ДОУ, корректировать, вносить дополнения. Сейчас есть возможность обеспечить детей разнообразным, красивым, удобным оборудованием, пособиями. За развитие предметно-развивающего пространства в группах также лежит большая ответственность на старшем воспитателе.
Поиск новых форм методической работы в педагогическом коллективе приводит к тому, что в практике ДОУ широко используются профессиональные объединения педагогов, временные творческие группы, ранжирование педагогов для оказания квалифицированной методической помощи и др.
Для сплочения коллектива и развития каждого педагога очень важно их участие в разнообразных проектах. Временные творческие группы разрабатывают положения, определяют условия, критерии участников; готовят для них рекомендации; устанавливают структуру помощи. Участие во временной творческой группе поднимает статус педагога в собственных глазах и глазах коллектива.
Работа методического коллектива наиболее ёмко отражена в его «паспорте».
Таким образом, методическая работа в ДОУ состоит из взаимосвязанный между собой функциональных блоков. Знание особенностей функционирования каждого блока и характера связи между ними позволяет чётко и грамотно осуществлять повышение качества образовательного процесса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.