четверг, 5 сентября 2013 г.

Старший воспитатель - какой он?

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ
СОВРЕМЕННЫЙ СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
К.Ю.Белая
В настоящее время к старшим воспитателям, отвечающим за организацию и контроль педагогического процесса, координацию деятельности всех специалистов ДОУ, предъявляются особенно высокие требования. И это касается не только уровня их профессиональной компетенции, но и личностных качеств.
Старший воспитатель обязательно должен иметь высшее педагогическое образование. Это объясняется функциональной ответственностью данного специалиста за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива.

Какую часть в деятельности старшего воспитателя занимает сегодня работа с детьми?
Прежде всего, надо помнить о том, что старший воспитатель – не подменный воспитатель. Он не может и не должен быть постоянно подменным педагогом из-за отсутствия в группе по разным причинам основного воспитателя. Сегодня основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредовано, через воспитателя. Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной приём, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс,  а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов. Например, если организуется экскурсия за пределы детского сада, он обязательно идёт вместе с детьми и воспитателем и берёт часть организационной работы на себя.
Совместно с другими специалистами он проводит диагностику знаний и умений детей, а следовательно работает, общается с дошкольниками и оказывает помощь воспитателям. Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется, прежде всего, умение работать с людьми.

В чём заключается умение «работать с людьми» для старшего воспитателя?
Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать единую команду. Только в этом случае старший воспитатель может достичь тех целей, которые он ставит.
Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявляя единые требования к членам педагогического коллектива. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учётом особенностей психологического климата в ДОУ помогает старшему воспитателю в работе.
Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше.  При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчинёнными.
Работать с детьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.
Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности.

Назовите, пожалуйста, основные формы работы с педагогами, которые должен использовать старший воспитатель?
Прежде всего, старший воспитатель должен учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат.
Например, старший воспитатель говорит о том, что есть проблема, которую он один решить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути её решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить её до логического конца. Если старший воспитатель провёл активную форму, он обязан подвести итог и выдать продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный. И если вы создали рекомендации, алгоритм действий, напишите, кто участвовал в этой работе. Это не только принято, но и накладывает на педагога ответственность за их выполнение. Старший воспитатель должен преследовать при этом и вторую цель: не только активизировать педагогов, но и знать, для чего он это делает. Например, получить результат при меньших затратах, как можно меньше отрывать педагогов от работы.
В рамках методической работы должно быть чётко налажено самообразование всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними, им будет, о чём говорить. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя. Прежде чем требовать с воспитателей, старший воспитатель должен определить, над какой темой он будет работать в этом году сам. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на год, первыми в списке должны быть заведующий, старший воспитатель, и только потом – все воспитатели. Это и есть система непрерывного самообразования.

Во многих ДОУ методический кабинет воспринимается как личный кабинет старшего воспитателя. Как организовать его работу, чтобы он стал для педагогов своеобразным методическим центром?
Методический кабинет детского сада это не личный кабинет старшего воспитателя. Это научно-методическое оснащение образовательного процесса в ДОУ. И здесь главное ни сколько кукол и кубиков находится в кабинете, а какой собран опыт, какое перспективное планирование, какие есть наглядные пособия для работы с детьми, подбор диагностических методик, интересных сценариев, конспектов и т.д. Пополнять и оснащать методический кабинет – трудоёмкий и длительный процесс.
Зная сильный воспитателей, увлечённых той или другой методикой, старший воспитатель может сделать их помощниками в оснащении методического кабинета, предложив вместе скомплектовать, например, раздел по ознакомлению с окружающим миром или раздел по развитию речи. При этом необходимо дать возможность педагогам самим определить, какие материалы им нужны. Тогда они будут себя чувствовать хозяевами, и не будут бояться заходить в методический кабинет. Педагоги будут знать, что они сами делали то или иное пособие. Пополняя кабинет пособиями, сразу заводите картотеки (тематические каталоги, библиографические списки) и учите воспитателей ими пользоваться. Чем более дифференцированными будут каталоги, тем легче педагогам с ними работать. Организуя деятельность таким образом, старший воспитатель снимает с себя обязанность выдачи пособий, что очень важно, так как на это уходит много времени. Это и есть научная организация методического кабинета.
Кроме того, в кабинете обязательно должна быть представлена справочная литература. По возможности это должны быть не только энциклопедии, но и учебники, где можно найти необходимую информацию.
Обычно старшие воспитатели начинают с красивого оформления полок, систематизации материалов по папкам. Это важный блок работы, но не нужно стараться оформлять всё сразу в один год.  Нужно сосредоточить свои силы на решении годовых задач. Например, взять на этот год 2-3 задачи и по этим направлениям систематизировать и дополнять, постепенно оснащать методический кабинет. Это является самым важным моментом организации образовательного процесса.
С какими трудностями приходится сталкиваться старшему воспитателю новичку.
Ещё одна проблема в деятельности старшего воспитателя, когда детский сад работает в режиме становления или старший воспитатель – новичок в работе – это умение распределять функционал, обязанности и ответственность каждого, а также написание таких документов, как программа развития и образовательная программа ДОУ.
В период становления детского сада или вливание в коллектив старшего воспитателя очень много сил моральных и физических уходит на создание коллектива единомышленников, определение помощников в работе, установление человеческих взаимоотношений.
В этом отличие от детского сада, работающего в режиме функционирования, где всё отлажено, каждый на своём рабочем месте, и старший воспитатель должен больше времени уделять организации инновационной деятельности, инициировать педагогов к творческому поиску, чтобы не было творческого застоя в коллективе, чтобы работа педагогов не превращалась в рутину.

Инновационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного учреждения. Как это отражается на работе старшего воспитателя?
В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информировать о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издаётся. Сейчас большое количество литературы, которая зачастую не отвечает требованиям классической педагогики, психологии. А закупает методическую литературу в основном старший воспитатель. Он должен ещё в магазине, полистав, просмотрев бегло пособие, понять, подойдёт ли оно для работы. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать её, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей.
Старший воспитатель детского сада сегодня должен уметь сам работать в инновационном режиме, знать, как организовать инновационную и экспериментальную работу в учреждении на любом уровне и вести её. Важная задача – умение настроить на инновационную деятельность педагогический коллектив.
Коллектив педагогов всегда неоднороден: одни стремятся к творчеству и не хотят работать по накатанной дорожке, всё время что-то придумывают, подсказывают, предлагают; другие – добросовестно выполняют свою работу, но не проявляют особой инициативы, и третьи, которые не хотят работать творчески, не имеют к этому способностей. Учитывая это, старшему воспитателю следует проектировать методическую работу в ДОУ, включающую деятельность по созданию, внедрению и распространению лучшего педагогического опыта.
Важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, мы создаём, формируем, транслируем опыт лучших воспитателей. Старший воспитатель должен знать палитру педагогического опыта в районе, городе, стране. Зная проблему в своём детском саду, не нужно пытаться решить её только своими силами. Следует почитать литературу, периодические издания, например журнал «Справочник старшего воспитателя», где и даётся как раз обзор передовых технологий работы с детьми, педагогическими кадрами и т.д. Познакомить педагогов с опытом коллег, попробовать применить в своей работе. Внедряя чей-то опыт, важно помнить, что ни один опыт не даёт одинаковых результатов, потому что в разных дошкольных учреждениях различные условия, коллектив, разные дети. И значит, на основе этой инновации появится что-то своё, новое.
Содержание инноваций может предлагаться наукой. Поэтому старший воспитатель должен следить, что нового в педагогике, психологии, смежных науках, методиках. То есть не пользоваться багажом знаний, которые были приобретены 5-10 лет назад в колледже, институте, университете. Жизнь идёт вперёд, значит, необходимо самому идти за новыми знаниями.
Инновационная и экспериментальная работа это ещё и дополнительная нагрузка, и документация.

Сегодня старшему воспитателю важно уметь пользоваться информационными технологиями?
Учитывая, что нагрузка у старшего воспитателя увеличилась, хотя, казалось бы, цели остались те же, владение информационными технологиями действительно становится профессиональной необходимостью. Чем это вызвано? Современная обработка всевозможной документации, весь документооборот требуют оперативного оформления. сегодня важно не просто собрать информацию, систематизировать её, сравнить, выделить проблемы, но и грамотно оформить результаты. Участие ДОУ или отдельных педагогов в различных конкурсах предполагает оформление мультимедийных презентаций, визитных карточек и т.д. – этому старший воспитатель должен тоже научиться. Современные родители воспитанников детского сада часто пользуются и создают всевозможные сайты, касающиеся вопросов воспитания ребёнка, оставляют там свои отзывы о работе детских садов. Старшим воспитателям следует  заглядывать на эти сайты, чтобы понять, как родители оценивают работу ДОУ, в чём они нуждаются. Это позволит более критично взглянуть на систему взаимодействия с родителями в детском саду. Ведь информирование компетентного родительства – это также задача ДОУ в целом и старшего воспитателя в частности.   

Так какой он, современный старший воспитатель?

Современный старший воспитатель – это специалист, эксперт-аналитик, готовый работать в инновационном режиме и умеющий организовать инновационную и экспериментальную работу в своём дошкольном учреждении, владеющий новыми информационными технологиями. Коммуникативный человек, умеющий слушать других. И самое главное – любящий свою профессию и детей. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.