четверг, 5 сентября 2013 г.

Должностные обязанности

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

Должностные обязанности:
 Старший воспитатель организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива ДОУ.
 Анализирует выполнение учебно-методической и воспитательно-образовательной работы в ДОУ и разрабатывает предложения по повышению ее эффективности.
 Оказывает помощь педагогическим работникам в выборе программ, определении содержания, форм, методов и средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
 Организует работу по научно-методическому обеспечению содержания образования. Корректирует расписание режима дня и составляет расписание занятий.
 Осуществляет контроль за учебной нагрузкой воспитанников, за качеством выполнения образовательной программы.
 Координирует работу воспитателей, специалистов и других работников в рамках единого образовательного процесса.
 Обобщает и принимает меры по распространению наиболее результативного опыта работы ДОУ.
 Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства.
 Организует работу методического кабинета ДОУ, систематизирует информационные, методические и дидактические материалы.
 Организует и руководит просветительской работой с родителями (лицами их заменяющими).
 Проводит работу по созданию развивающей среды в ДОУ. Способствует созданию положительного микроклимата в коллективе.

Должен знать:
 Конституцию Российской Федерации, законы РФ, решения правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, достижения современной психолого-педагогической науки и практики; основы физиологии и гигиены; теорию и методы управления образовательными системами,; основы гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования по квалификационным категориям:
Первая квалификационная категория
 - Должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к старшему воспитателю;
 - Имеет обобщенный опыт работы;
 - Участвует в методической работе города, района (МО, ШПО, семинары, творческие группы).
 - Строит методическую работу на ее основе
 - Владеет методикой диагностики профессиональной компетентности педагогов.
 Высшая квалификационная категория
 - Воспринимает и ретранслирует информацию по передовым технологиям обучения и воспитания отечественного и мирового опыта;
 - Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики;
 - Максимально использует возможности ближайшего окружения ДОУ для развития детей;
 - Осуществляет мониторинг роста профессиональной компетентности педагогов, организует педагогический мониторинг развития дошкольников;
 - Владеет навыками публичных выступлений по вопросам дошкольного образования;
 - Должен отвечать требованиям, предъявляемым к старшему воспитателю I квалификационной категории

Показатели оценки уровня профессиональной компетентности. Показатели для оценки уровня профессиональной компетентности       Кол-во баллов
Показатели квалификации
Знание:
- стратегии развития образования в России и принципов образовательной политики;        
- целей, содержания, форм, методов обучения и воспитания, современных концепций и технологий дошкольного образования;
- видов дошкольных образовательных учреждений, их места и роли в системе непрерывного образования, требований к результатам их деятельности;       
- основ экономики образования;     
- нормативно-правовых основ функционирования и развития системы образования;          
- теоретических основ управления, ведущих управленческих школ и концепций, особенностей управления в сфере дошкольного образования; 
- принципов анализа и построения образовательных систем и методов планирования их деятельности;           
- систем и методов материального стимулирования работников;         
- стилей эффективного руководства коллективом;          
- современных методов контроля образовательной, финансово-хозяйственной деятельности и делопроизводства в учреждении; 
- требований к ведению делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении.   
Показатели профессионализма
Умение:
- анализировать деятельность образовательного учреждения, выявлять наиболее значимые проблемы и находить эффективные пути их решения;          
- разрабатывать нормативно-организационную документацию образовательного учреждения (договоры, уставы, правила, положения, должностные инструкции);          
- разрабатывать программы развития образовательного учреждения;  
- мотивировать исполнителей на достижение высоких результатов в трудовой деятельности и повышении квалификации;          
- предупреждать и разрешать конфликты в коллективе; 
- проводить деловые совещания, беседы, организовывать групповую работу;           
- осуществлять диагностику профессиональной деятельности педагогов в ДОУ;      
- организовать повышение квалификации педагогов в ДОУ на основе диагностики профессиональной деятельности педагогов;    
- анализировать состояние и результативность методической работы и на этой основе определить цели и задачи ее совершенствования;   
- осуществлять мониторинг уровня развития детей и осуществлять на этой основе оценку результативности;   
- организовать разработку и использование дидактических и методических материалов в соответствии с направлениями работы ДОУ;     
- оценивать методическое обеспечение мини методических кабинетов ДОУ и разрабатывать рекомендации по их совершенствованию;         
- устанавливать и регулировать связи ДОУ с методической службой города, других ДОУ, школой, научными учреждениями; 
- изучать, обобщать, транслировать внедрение передового педагогического опыта педагогов ДОУ, внедрять ППО педагогов-новаторов других ДОУ;       
- организовать работу педагогического лектория, школы молодой семьи и других форм работы с семьей;          
- организовать работу методического кабинета ДОУ.     
Показатели продуктивной деятельности
- сохранение нормативно-правовой базы для функционирования и развития ДОУ; 
- состояние учебно-материальной базы ДОУ (наличие, использование, развитие);   
- количественные и качественные характеристики движения кадрового состава;     
- освоение детьми образовательной программы;  
- результаты инновационной деятельности;         
- социально-психологический климат в ДОУ;      
- состояние делопроизводства.        

Примечание
 1. Для оценки профессиональной компетентности по каждому показателю устанавливается следующая шкала баллов:
 0 баллов – знания, умения или результаты деятельности отсутствуют;
 1 балл – наличие знаний, умений или результатов деятельности;
 2 балла – высокий уровень знаний, умений или результатов деятельности.
 2. При суммарной оценке профессиональной компетентности в баллах, составляющих не менее 50, старшему воспитателю присваивается первая квалификационная категория, а свыше 50 баллов – высшая квалификационная категория.


Анкета
«Заведующий глазами воспитателя»

Уважаемые коллеги! Просим оценить по всем пунктам анкеты профессиональные и личностные качества руководителя учреждения. Надеемся, что ваши ответы будут искренними.
 Внимательно прочтите пункты анкеты и против каждого из них поставьте баллы:
 9–8 - качество проявляется практически всегда.
 7–6 – проявляется часто.
 5-4 – качество проявляется в 50% случаев
 3-2 – качество проявляется редко.
 1 – качество практически отсутствует
 0 – не могу оценить. Качество         Баллы
1. Умеет вызвать и поддержать интерес коллектива к какой-либо проблеме. 
2. Поднимает вопросы, которые часто вызывают дискуссии.    
3. Следит за реакцией педагогов.    
4. Соблюдает логическую последовательность в изложении материала.         
5. Хорошо разъясняет сложные места.       
6. Обладает высокой культурой речи, нормальным темпом изложения.          
7. Умеет снять напряжение, усталость.      
8. Ориентируется на использование нововведений         
9. Творчески подходит к своему делу        
10. Проявляет доброжелательность и такт по отношению к педагогам.           
11. Объективно оценивает деятельность педагогов.        
12. Уважительно относится к коллегам.    
13. Располагает к себе манерой поведения и внешним видом.  
14.Быстро принимает решение в сложной ситуации       


 От 126 до 100 баллов – высшая категория
 От 99 до 80 – первая категория

Анкета
"Оценка деятельности заведующей педагогическим коллективом"
Анализируется общее количество отрицательных ответов. Делается вывод о недостатках. Можно давать количественную оценку в зависимости от того, каков разброс в мнениях. Ответ по каждому суждению - да, нет.
 1. Уважаем ли мы его?
 2. Чувствуем ли мы себя спокойно в его обществе?
 3. Он вызывает раздражение:
своим бестактным поведением
непродуманными действиями
несправедливостью
другими действиями
 4. Уделяет ли должное внимание благополучию своих подчиненных
 5. Умеет ли хорошо организовать работу своих подчиненных
 6. Соответствует ли уровень его компетентности выполняемой работе и занимаемой должности
 7. Производи? ли в целом хорошее впечатление
 8. Обладает ли качествами, необходимыми хорошему руководителю
 9. Умеет ли поддерживать дисциплину
 10. Много ли уделяет внимания изучению смежных научных проблем
 11. Много ли уделяет внимания вопросам, связанным с задачами своего подразделения
 12. Имеет ли склонность к пониманию людей
 13. Обладает ли : спокойствием стойкостью выдержкой
 14. Обладает ли энтузиазмом и другими качествами, позволяющими сплачивать людей, создавать оптимистический настрой
 15. Можно ли работать под его руководством спокойно, уверенно, без страха и сомнений
 16. Обладает ли он чувством меры при распределении своего времени
 17. Может ли он думать спокойно, рассудительно, не впадая в излишние эмоции
 18. Умеет ли он принимать решения неполной и противоречивой информации
 19. Способен ли он изыскать новые средства, возможности и лучшие методы
 20. Оригинальны ли его решения

ВОСПИТАТЕЛЬ

Должностные обязанности.
 - Планирует и организует жизнедеятельность детей дошкольного возраста, осуществляет их воспитание и обучение. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации и социальной адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания и обучения. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с воспитанниками (с группой или индивидуально) коррекционно - развивающую работу. Совместно с медицинским работником обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.
 - Внимательно относится к детям, обеспечивает удовлетворение в эмоционально-личностном общении, защиту от всех форм физического и психологического насилия, эмоциональное благополучие каждого ребенка.
 - Формирует у воспитанников нравственные качества, прививает им навыки ответственности, самостоятельности, культуры поведения. На основе индивидуальных способностей, интересов и склонностей вовлекает их в различные виды деятельности.
 - Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Принимает участие в работе совета педагогов, систематически повышает педагогическую квалификацию.
 - Изучает семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия. Взаимодействует с родителями воспитанников или лицами, их заменяющими.
 - Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.

Должен знать: Конституцию РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; дошкольную педагогику и психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику дошкольного воспитания; основы дефектологии и соответствующие методики (при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии); основы гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Лист оценки профессиональной деятельности воспитателя.

Деятельность воспитателя и его качества оцениваются по четырех бальной системе:
 4 – данное качество ярко выражено
 3 – данное качество сформировано в достаточной степени
 2 – данное качество имеет место
 1 – сформировано в минимальной степени или не сформировано вовсе.

Степень выраженности качества отмечается знаком + в одной из четырех граф.Качества    Оценка в баллах
1 2          3          4

I. Результаты деятельности воспитателя
 - Наличие у детей интереса к познанию.
 - Наличие у детей знаний, умений и навыков.
 - Проявление инициативы в самостоятельном использовании знаний, умений и навыков в различных видах деятельности.
 - Наличие у детей творческих способностей.
 - Формирование у детей личностных качеств (волевых, мотивационных, нравственно-эмоциональных и пр.)

Сумма баллов ____________________

II. Уровень знаний воспитателя
 - Знание методик воспитания и обучения дошкольников.
 - Знание психологии дошкольника.
 - Знание индивидуально-психологических особенностей детей.
 - Знание психологии детского коллектива.
 - Знание нормативных документов.
 - Знание вариативных программ и педагогических технологий.

Сумма баллов ____________________

III. Гностические умения
 - Умение систематически пополнять свои знания путем самообразования, изучения опыта коллег.
 - Умение изучать личность воспитанника и особенности коллектива в плане выявления уровня их развития и условий влияющих на результаты воспитания и развития ребенка.
 - Умение правильно оценивать достоинства и недостатки собственной личности и деятельности, перестраивать свою деятельности в соответствии с целями и условиями ее протекания.

Сумма баллов ____________________

IV. Проектировочные умения.
 - Планирование деятельности в соответствии с целями воспитания и развития дошкольников, характером материала, возрастными особенностями, с учетом связи с различными видами детской деятельности.
 - Прогнозирование и корректировка результатов своей деятельности.

Сумма баллов ____________________

V. Конструктивные умения.
 - Выбор оптимальных форм, методов и приемов работы с детьми.
 - Соблюдение принципов обучения и воспитания дошкольников.
 - Умение выбирать диагностические методики, способствующие выявлению уровня сформированности у детей умений и навыков.
 - Рациональное распределение времени работы с детьми, логически обусловленные переходы от одного этапа к другому.

Сумма баллов ____________________

VI. Организаторские умения.
 - Организация коллектива детей и целенаправленное управление его деятельностью с учетом динамики его развития.
 - Организация занятий, кружков с учетом интересов детей.

Сумма баллов ____________________

VII. Коммуникативные умения.
Умение устанавливать педагогически целесообразные контакты:
 - Воспитатель – дети (требовательность и справедливость во взаимоотношениях с детьми, умение найти в ребенке наиболее сильные положительные стороны его личности, предотвращение и разрешение конфликтов)
 - Воспитатель – родители (по результатам анкет «Наш воспитатель»)
 - Воспитатель – воспитатель (уравновешенность, требовательность, справедливость, чуткость отзывчивость, доброжелательность, искренность и др.)

Сумма баллов ____________________

Примечание: при сумме баллов от 20 до 40 от максимального количества, определенных по листу оценки профессиональной деятельности, воспитателю дошкольного учреждения присваивается вторая квалификационная категория, при сумме баллов от 41 до 70 - первая квалификационная категория, свыше 70 - высшая квалификационная категория.

Требования по квалификационным категориям: II категория     I категория    Высшая категория
- Должен отвечать общим требованиям к воспитателю   - Должен отвечать требованиям, предъявляемым к воспитателю II квалификационной категории       - Должен отвечать требованиям, предъявляемым к воспитателю квалификационной категории
- Организует работу по познавательному развитию детей для достижения «Зоны ближайшего развития»      - Организует воспитательно-образовательную работу с детьми на основе диагностики, отслеживает результаты      - Проводит мониторинг результатов педагогической деятельности и вносит свои коррективы
- Владеет элементарными навыками педагогической диагностики       - Осуществляет дифференцированный подход к детям с различным уровнем их развития    - Участвует в экспериментальной работе по освоению новых программ и педагогических технологий или их разработке и апробации
- Обеспечивает положительное взаимодействие воспитателя и детей, детей между собой, воспитателя и родителей, воспитателя и коллег           - Общение с детьми строит на основе личностно-ориентированного взаимодействия          - Имеет авторские разработки (перспективное, тематическое планирование, дидактические пособия и др.)
- Использует передовой педагогический опыт коллег в своей работе   - Использует в работе вариативные программы, педагогические технологии и методики, учитывая условия ДОУ        - Владеет навыками публичных выступлений (выступает на МО, КПК, конференциях и др.)
- Активно участвует в методической работе ДОУ (выступает на педсоветах, проводит открытые занятия)         - Активно участвует или организует методическую работу в городе (районе)         - Проводит углубленную работу по одному из направлений воспитания и образования дошкольников, результатом которой является обобщенный опыт

   - Имеет обобщенный опыт работы, распространяемый в городе (районе)     

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.