четверг, 5 сентября 2013 г.

Оценка деятельности методического кабинета

Оценка деятельности методического кабинета ДОУ

Являясь частью образовательной среды дошкольного учреждения, методический кабинет имеет большое значение в обеспечении непрерывного профессионального образования педагогов.
Комплексная оценка деятельности методического кабинета позволит определить его возможности в организации педагогического процесса и наметить дальнейшие пути его совершенствования.
Ключевая составляющая микросреды детского сада – методический кабинет, который можно рассматривать как:
·         источник обогащения профессиональной компетентности воспитателей, специалистов, педагогов дополнительного образования;
·         центр сбора, обобщения и распространения педагогической информации и педагогического опыта воспитателей детского сада;
·         центр нормативно-правовой, педагогической, социальной информации, иллюстрирующей результативность деятельности учреждения.
Современный методический кабинет как часть образовательной среды дошкольного учреждения может включать в себя эргономический, информационный, социальный и технологический компоненты. Каждый компонент, обеспечивая в целом развитие способности воспитателей решает разноплановые профессионально-педагогические задачи, выполняет свою конкретную функцию.
Эргономический компонент – это обстановка методического кабинета (само помещение, мебель, оборудование и т.д.). Ориентирован на обеспечение эффективной, безопасной, комфортной профессиональной деятельности сотрудников ДОУ.
Информационный компонент представлен разнообразными информационными источниками (справочная, педагогическая, нормативная литература, книги, методические разработки, программное оснащение педагогического процесса, информационно-рекламные объекты, интернет-сайты). Ориентирован на повышение знаний и умений педагогов.
Социальный компонент включает в себя все субъекты образовательного процесса детского сада (воспитатели, специалисты, педагоги дополнительного образования, дети, родители, представители методической, психологической служб, социальные партнёры учреждения). Ориентирован на организацию их комфортного взаимодействия в условиях методического кабинета.
К технологическому компоненту относятся различные виды деятельности, организуемые в методическом кабинете (педагогическая, методическая, инновационная, опытно-экспериментальная, проектная и т.д.), посредством которых реализуются отношения  между выделенными субъектами. Нацелен на различные пути и способы приобретения и применения профессиональных знаний и опыта педагогов.
Вместе с тем практика показывает, что руководители ДОУ часто недооценивают потенциал методического кабинета, что, в свою очередь, снижает качество его функционирования и приводит к возникновению у воспитателей профессиональных трудностей и проблем в условиях реальной педагогической деятельности.
Функции методического кабинета в ДОУ
·         программное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;
·         оказание дифференцированной помощи воспитателям при повышении уровня их профессиональной компетентности, необходимой для реализации программы ДОУ;
·         обобщение и систематизация педагогического опыта воспитателей и специалистов детского сада.
Для повышения эффективности работы методического кабинета современного детского сада важно регулярно оценивать его возможности в организации педагогической деятельности, а также удовлетворённость педагогов его оснащением.

1. Начинать изучение целесообразно с эргономического компонента.  В первую очередь – наличие отдельного помещения и соответствие его площади санитарно-эпидемиологическим требованиям (не менее 12 кв. м).
Также необходимо оценить комфортность и безопасность пространства методического кабинета: достаточно световое оснащение рабочих зон, исправность оборудования, теплоизоляция, оснащение удобной и комфортной мебелью, обеспечивающей безопасность и гигиену деятельности воспитателей, и т.д.
В рамках экспертизы эргономического компонента нужно проверить деление пространства кабинета на зоны. Оно позволяет эффективно организовать разные виды деятельности педагогов:

а) в кабинете методиста должна быть зона медиатеки. Составляющие зоны медиатеки:
·         библиотека, где представлена программно-методическая, справочная и учебная литература, методические пособия, подборка периодических изданий и т.д.;
·         видеотека, включающая в себя учебно-методические  и научно-популярные фильмы для детей, используемые воспитателями при организации педагогического процесса, детские художественные фильмы, подборку мультфильмов, видеоматериала, созданные сотрудниками ДОУ: детские праздники и досуги, открытые занятия, проводимые в детском саду, практические конференции, родительские собрания и т.д.;
·         аудиотека, куда помещаются аудиоматериалы, используемые педагогами и специалистами ДОУ при организации различных видов детской деятельности: сборники детских песен, детских сказок, серия звуки природы и т.д.;

б) обязательна оргтехническая зона, в которой размещаются компьютер и периферические устройства: принтер, сканер, копировальная машина, всё программное обеспечение, диски с материалами и т.д.;

в) далее проверяется рабочая зона старшего воспитателя. Она должна быть оснащена удобным столом, возможно, персональным компьютером, поскольку деятельность данного специалиста предполагает оформление большого объёма методической документации;

г) также предусматривается зона презентации, где могут быть представлены периодические  и постоянно действующие выставки, размещена необходимая оперативная информация о деятельности педагогического коллектива и т.д.;

д) наконец, оцениваются зона коллективной работы, позволяющая проводить педагогические собрания и совещания, заседания педагогического совета, семинары, консультации и т.д.;

е) и зона индивидуальной работы (она необходима для организации работы воспитателя с материалами библиотеки, индивидуальных консультаций для педагогов, проводимых старшим воспитателем).
Возможно совмещение индивидуальной и коллективной зоны работы, однако следует помнить, что они могут быть востребованы одновременно. Правильно организованный, с точки зрения эргономического компонента, методический кабинет также рассматривается на физическую доступность материалов для педагогов.
Для удобства сотрудников ДОУ весь материал должен быть систематизирован с помощью различных карточек (по направлениям деятельности детского сада, разделам реализуемых программ, возрастным группам, персоналиям, педагогическим категориям). Должны быть оформлены картотеки аудиоматериалов, видеоматериалов, диафильмов и диапозитивов, информационного банка о новых поступлениях с целью обеспечения минимального времени поиска необходимого материала. Разработку электронных информационных картотек и каталогов, позволяющих воспитателям ускорить и облегчить поиск необходимой педагогической информации, следует считать дополнительным плюсом при оценке систематизированности материалов.
Материалы методического кабинета также нужно оценивать с позиции их дифференциации (в соответствии с особенностями, потребностями, возможностями педагогов) и их презентабельности (оформление информации, регулярное обновление информационного банка данных).
Отдельно оценивается использование (неиспользование) интернет-ресурсов для получения необходимой педагогической и методической информации.
При оценке эргономического компонента также предусматривается проверка стабильности и чёткости режима работы:
·         возможности, потребности, ожидания педагогов ДОУ;
·         выделение конкретного времени для индивидуальной работы педагогов с информационным банком данных, групповой работы и работы педагогов со старшим воспитателем (проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций, производственных совещаний и т.д.).
Должна быть отмечена возможность внесения корректировок в режим работы кабинета, позволяющих оперативно решать проблемы, возникающие у педагогов в ходе их профессиональной деятельности.
Определить уровень удовлетворённости педагогов оснащением методического кабинета поможет также проведение анкетирования (приложение).

2. После изучения эргономического компонента методического кабинета переходят к оценке информационного компонента.
 Здесь нужно обратить внимание на наличие учебно-методических материалов в соответствии с видом дошкольного образовательного учреждения, таких как:
·         нормативные документы, раскрывающие специфику деятельности педагогов детского сада;
·         сборники действующих нормативно-правовых и программно-методических документов, регламентирующих работу дошкольного учреждения;
·         литература для старшего воспитателя, раскрывающая все аспекты методической работы;
·         справочная литература: словари, энциклопедии и учебники по дошкольной педагогике, психологии;
·         издания периодической печати, раскрывающие особенности работы дошкольных образовательных учреждений;
·         программы дошкольного образования, используемые в практике работы детских садов;
·         программное обеспечение (согласно лицензии и уставу);
·         основная образовательная программа дошкольного образования;
·         программа развития;
·         годовой план работы;
·         перспективные, календарно-перспективные и календарные планы старшего воспитателя, воспитателей, медицинского персонала, специалистов, педагогов дополнительного образования;
·         протоколы заседаний педагогических советов детского сада.
Экспертиза информационного компонента также подразумевает проверку на доступность содержания представленной в кабинете информации. То есть рассматриваются аннотации старшего воспитателя к педагогической информации, которые помогут педагогам сориентироваться при поиске нужных материалов, а также оформление пояснений, объяснений, справок к научной литературе и т.д.
Кроме того, экспертная комиссия должна установить наличие таких материалов по работе с передовым педагогическим опытом в детском саду, как:
·         пакет диагностических материалов, позволяющих выявить передовой педагогический опыт;
·         обобщение в результате диагностики данных в виде сводных таблиц;
·         описания результатов работы и материалов по внедрению передового педагогического опыта в практику работы детского сада;
·         представление промежуточных и итоговых результатов;
·         выводы и рекомендации по использованию опыта;
·         реклама педагогических достижений воспитателей (создание портфолио профессиональной деятельности, мультимедийных презентаций опыта работы отдельных воспитателей и т.д.).

3. Оценка социального компонента также проводится по нескольким направлениям:
а) определяется, насколько методический кабинет может обеспечить регулярное взаимодействие воспитателей друг с другом, специалистами, педагогами дополнительного образования, родителями, представителями социального окружения детского сада;
б) изучаются связи методического кабинета с аналогичными структурами города (городским методическим кабинетом, районным методическим кабинетом), другими социальными партнёрами: библиотеками, вузами, педагогическими колледжами, школами, музеями, театрами, учреждениями дополнительного образования детей и взрослых и т.д. Выясняется, насколько учитывается специфика работы ДОУ (вид, программно-методическое обеспечение, наличие инноваций, опытно-экспериментальной деятельности и т.д.) при выборе социальных партнёров;
в) необходимо отследить, отражаются ли в материалах кабинета участие педагогов в районных и городских конференциях, семинарах, конкурсах, фестивалях, презентациях опыта работы (награды, грамоты, благодарственные письма, статьи в научных и практических собраниях и т.д.).
также в кабинете должны быть представлены документы, фиксирующие повышение профессиональной компетентности педагогов в детском саду. Оцениваются и материалы по организации работы педагогических советов в ДОУ. В методическом кабинете должен быть:
·         информационные стенды о работе педагогического совета;
·         сценарии заседаний коллегиального органа;
·         доклады и сообщения, обсуждаемые на педагогических советах, планы подготовки педагогов к заседаниям и т.д.
Наконец, проверяется соблюдение принципа коллегиальности при организации работы методического кабинета: распределение обязанностей между воспитателями, специалистами, педагогами дополнительного образования по оснащению, систематизации и обновлению материалов методического кабинета.

4. Заканчивается экспертиза методического кабинета изучением технологического компонента, в рамках которого проводятся:
·         организация различных видов деятельности воспитателей в условиях методического кабинета (педагогическая, методическая, инновационная, опытно-экспериментальная, проектная);
·         создание дифференцированных коллегиальных органов, которые организуют деятельность воспитателей (кафедры по направлениям, проектные группы, методические объединения и т.д.);
·         наличие графика работы коллегиальных органов в условиях методического кабинета;
·         создание органов управления, адаптированных к решению определённых методических задач (временные творческие объединения, кружки качества и т.п.);
·         наличие материалов в методическом кабинете, подтверждающих практический характер работы творческих групп и объединений (аналитические справки, творческие отчёты и т.д.);
·         включённость каждого педагога в научно-исследовательскую и (или) опытно-экспериментальную деятельность.

Выделенные направления и критерии оценки деятельности методического кабинета могут использоваться как руководителем учреждения для проведения экспертизы, так и независимыми экспертами для вынесения общественной экспертной оценки по поводу организации работы методического кабинета.
При использовании предложенного материала экспертизы необходимо помнить, что особенности его применения будут обусловлены спецификой деятельности ДОУ (вид, категория, программно-иетодическое обеспечение, кадровый потенциал детского сада, организация инновационной или опытно-экспериментальной работы, вариативность социального партнёрства ДОУ). В зависимости от выделенных особенностей наполняемость компонентов методического кабинета может быть различной.
Поэтому при экспертизе методического кабинета главной задачей является определение дальнейших путей его совершенствования. В случае же лицензирования или аккредитации ДОУ в результате экспертизы руководство учреждения получит информацию о соответствии ресурсов кабинета требованиям, предъявляемым к данной категории помещений.























Приложение
Анкета для педагогов
Уважаемые педагоги!
Мы предлагаем вам ответить на следующие вопросы анкеты. Полученная нами информация поможет повысить эффективность работы методического кабинета, что позволит оказывать вам своевременную методическую помощь и поддержку.
1. Пожалуйста, укажите свой уровень образования, стаж работы по данной специальности, квалификационную категорию__________________________________________.
2. По Вашему мнению, методический кабинет ДОУ – это:
·         личный кабинет старшего воспитателя;
·         библиотека;
·         комната отдыха педагогов;
·         центр педагогической информации;
·         комната складирования ненужных вещей;
·         (свой вариант)______________________________________________________.
3. Как часто и почему Вы посещаете методический кабинет или обращаетесь в методический кабинет за помощью:
·         один раз в месяц;
·         один раз в неделю;
·         каждый день;
·         по мере необходимости;
·         перед проведением важного мероприятия;
·         совсем не обращаюсь.
4. Устраивает ли Вас график работы методического кабинета? Почему?___________.
5. Удобно ли Вам работать в методическом кабинете:
·         да, здесь есть всё для моей работ – необходимая информация, рабочая зона;
·         нет, я работаю с материалами в группе;
·         нет, это кабинет старшего воспитателя, я буду мешать его работе.
6. Удобно ли расположена литература в методическом кабинете:
·         неудобно, трудно найти сразу, что нужно;
·         недостаточно чётко обозначены разделы;
·         удобно;
·         нужную литературу найти в этом кабинете практически невозможно.
7. Какие разделы методического кабинета больше всего привлекают Ваше внимание? Почему?_____________________________________________________________________.
8. Какие разделы, по Вашему мнению, совершенно не представлены в методическом кабинете?____________________________________________________________________.
9. Если у Вас возникают трудности в работе, то:
·         Вы обращаетесь за помощью в методический кабинет, там всегда есть всё, что нужно для работы;
·         стараетесь справиться с проблемами самостоятельно;
·         делитесь своими трудностями с другими педагогами.
10. Вы узнаёте о выходе новой книги по дошкольной педагогике и хотите с ней поближе познакомиться. Ваши действия:
·         обращусь за помощью к старшему воспитателю в методический кабинет, ведь там всегда быстро появляется необходимая мне новая информация;
·         поеду по магазинам искать эту книгу;
·         обращусь к коллегам по работе, вдруг уже кто-то эту книгу купил;
·         буду ждать, когда эта книга появится в нашем методическом кабинете.
11. Что бы Вы изменили в организации работы методического кабинета?__________

Благодарим за участие!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.