четверг, 5 сентября 2013 г.

Методическая служба

МЕТОДИЧЕСКАЯ   СЛУЖБА   В   ДОУ
(из опыта работы)
Методическая служба в ДОУ – это целостная, основанная на достижениях науки, передовом опыте и конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и воспитателя, развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, а в конечном счёте на достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников.
Таким образом, основная цель методической службы ДОУ – способствовать повышению профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива и обобщению передового педагогического опыта. Методическая работа в детском саду начинается с педагога, воспитателя, а организует и возглавляет её старший воспитатель.

Задача методической службы ДОУ:

- обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;

- стимулирование повышения научно-теоретического, научно-методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, технологиями.

В роли объектов методической работы выступают педагоги, воспитатели и родители, в роли субъектов – руководитель ДОУ, старший воспитатель, руководители временных творческих коллективов и групп.
Методическая служба в ДОУ имеет свои преимущества.
1. Носит в отличие от курсовой подготовки относительно непрерывный характер, способствующий тому, что каждый педагог может определённую часть времени посвящать повышению квалификации, овладению передовым опытом.

2. Позволяет тесно связывать повышение квалификации педагога непосредственно с проблемами, ходом и результатами учебно-воспитательного процесса, изменениями в качестве знаний, умений и навыков воспитанников.

3. Позволяет в течение длительного времени изучать деятельность и личностные качества воспитателей и педагогов, выявлять затруднения и достижения в их работе.

4. Проходит в живом, развивающемся педагогическом коллективе, сплочённость которого создаёт благоприятные условия для её организации.

5. Предоставляет каждому педагогу возможность непосредственно участвовать не только в реализации годового плана работы, но и в планировании и разработке программы развития ДОУ.

6. Позволяет лучше оценить эффективность переподготовки кадров, так как тесно связана с учебно-воспитательной работой.

Следовательно, методическая служба занимает особое место в системе управления ДОУ. Её роль – активизация человеческого фактора, личности педагогов и воспитателей, их творческой деятельности.

Об эффективности методической службы в ДОУ можно судить по следующим критериям.
Критерий результативности: если результаты воспитания, образования и развития дошкольников повышаются до оптимального для каждого уровня (или приближаются к нему) за отведённое время без перегрузки.
Критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы: повышение мастерства педагогов и воспитателей с целью оптимизации обучения и воспитания проходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование. Наличие этого критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы.
Критерий роста удовлетворённости педагогов своим трудом: в ДОУ создаются морально-психологический климат и творческая атмосфера, при которых усиливается мотивация творческого, инициативного труда педагога.

Методическая служба ДОУ может включать методический совет, совет узких специалистов, старших воспитателей, руководителей временных творческих групп.
Советы координируют работу по всем направлениям деятельности ДОУ. заслуживают внимания такие методические структуры в ДОУ, как клубы по интересам, школа молодого воспитателя, временные творческие коллективы. Последние организуются с учётом профессиональных интересов воспитателей и педагогов.

1. Аналитическая группа – временный коллектив, занимающийся аналитико-прогнозирующей деятельностью. В состав такой группы входят заведующая. Старший воспитатель, педагоги. Задача группы – анализ планов и концепций развития, прогноз результатов деятельности с целью создания эффективной системы образовательно-воспитательного процесса. Аналитическая группа принимает участие в разработке программы развития ДОУ.

2. Исследовательская группа – добровольное объединение педагогов, основой деятельности которого является:
- потребность в исследовательской работе и способность к исследованию;
- наличие определённой темы для исследования;
- стремление к исследованию ранее не изученного;
- совпадение исследовательских интересов и способность к совместному действию;
- нестандартность мышления;
- свободный выбор темы исследования.
Исследовательская группа занимается инновационной и проектной деятельностью.

3. Группа «Я»-позиция – группа педагогов, работающих над исследуемыми проблемами индивидуально, что связано с особенностями их характера, интересами и желаниями. Эти педагоги часто ведут педагогические мастерские, мастер-классы. Администрация образовательного учреждения должна идти навстречу желанию педагога разрабатывать индивидуальную тему, участвовать в конкурсе, проводить авторскую мастерскую, обобщать передовой педагогический опыт и т.д. Реализация «Я»-позиции позволяет педагогам продемонстрировать индивидуальные достижения в педагогике, методике, психологии, собственное новаторство, свои подходы к организации занятий и их содержанию.
Результатом реализации «Я»-позиции для коллектива становятся участие в конкурсе «Воспитатель года», разработка авторских программ и пособий, консультирование педагогов по проблеме исследования, наставничество.

4. Творческая группа – добровольное объединение педагогов. У которых явно выражены:
- потребность в творческой деятельности и способность к творчеству;
- осознание необходимости и важности дела, которое они творчески внедряют в практику;
- демократичность, профессиональная и творческая совместимость;
- совпадение творческих целей и мотивов совместной деятельности;
- стремление к внедрению своих проектов;
- личная заинтересованность в активном использовании результатов творчества.
Творческая группа занимается разработкой комплексно-целевых программ в ДОУ.
Деятельность описанных групп планирует старший воспитатель. В сферу его деятельности входят: консультации для педагогов, диагностирование результатов, выявление творческих резервов, помощь в оформлении материалов исследования. Обобщение представленных материалов, описание опыта. помощь в организации издательской деятельности и т.п.

Как известно, объективными показателями успешности любого коллектива являются стабильность, благоприятный психологический микроклимат, но главное – высокий уровень профессионализма его членов. В ДОУ № 2 в 2006-2007 уч.г. 1-ю квалификационную категорию имели 2 педагога, высшую – 5, а в 2011-2012 уч.г. – соответственно 4 и 11.
Это свидетельствует о профессиональном творческом росте педагогического коллектива.
Такой рост обеспечивается деятельностью методической службы, которая сформировалась в ДОУ параллельно с внедрением в практику (федеральных государственных требований) ФГТ, реализация приказов МОиН РФ от 23.11.2009г. № 665 и от 20.07.2011г. .№ 2151. Именно тогда перед администрацией, старшим воспитателем и педагогическим коллективом встала задача создания образовательной среды, в которой максимально был бы реализован потенциал педагогического коллектива и воспитанников.

Принципы, но которых строилась работа методической службы, можно сформулировать так:
·         единая тема методической работы в зависимости от целей и задач развития ДОУ на данном этапе в условиях модернизации образования;

·         перспективное, проблемно-тематическое планирование индивидуальной и групповой форм методической работы;

·         создание предметных временных творческих групп педагогов по проблемам в свете требований ФГТ:
- создание основной общеобразовательной программы дошкольного образования на 2011-12 уч.г. – 2017-18 уч.г.;

- создание единого комплексно-тематического планирования в ДОУ;

- выработка единых требований к воспитательно-образовательному планированию педагогов;

- формирование приёмов обучения, развития и воспитания в рамках реализации примерной основной общеобразовательной программы Н.Е.Вераксы «От рождения до школы»;

- учёт возрастных возможностей дошкольников в процессе в процессе реализации примерной основной общеобразовательной программы Н.Е.Вераксы «От рождения до школы»;

- осуществление системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы (мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития);

- дифференцированный подход к оценке работы методической службы в зависимости от квалификации педагога.


Деятельность методической службы ДОУ проходила по двум направлениям: организационно-педагогическая и научно-методическая работа.

Научно-методическая работа
Организационно-педагогическая работа
Внедрение нового содержания образования дошкольников, форм и методов работы
Оснащение педагогического процесса необходимым наглядно-дидактическим оборудованием и методической литературой
Внедрение организационно-инновационной и экспериментальной работы в ДОУ
Оснащение методического кабинета новейшей литературой и пособиями
Обучение педагогов работе в новых условиях
Участие в укреплении материально-технической базы ДОУ и создание предметно-развивающей среды
Создание системы непрерывного образования педагогов
Контроль и анализ выполнения государственного стандарта образования детей дошкольного возраста
Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к повышению профессионального мастерства
Организация, планирование перспективной и текущей курсовой переподготовки педагогов
Организация системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов
Организация форм взаимодействия и работы с родителями
Поиск инновационных путей в реализации содержания образования
Проведение Совета педагогов, совещаний, педагогических советов и др.
Организация участия педагогов в обмене, изучении, распространении передового педагогического опыта
Работа по подготовке педагогов и ДОУ к предстоящей аттестации
Изучение потребности педагогов в методической помощи
Обобщение передового опыта работы педагогов
Организация взаимодействия с различными социальными институтами детства
Организация работы с молодыми специалистами и начинающими педагогами
Организация психологического сопровождения педагогического процесса


Все виды деятельности старшего воспитателя, представленные в разделе «научно-методическая работа», направлены на организацию работы коллектива в условиях развития ДОУ, а в разделе «организационно-педагогическая работа» - на его функционирование. Методическая работа повышает управленческую культуру заведующей и старшего воспитателя, координирует деятельность методической службы по внедрению традиционных и нетрадиционных форм работы.

В ДОУ № 2 работают педагоги с разным уровнем профессионального мастерства. Главной целью деятельности методической службы стало создание высокоэффективной системы повышения квалификации педагогических кадров в рамках ДОУ, вне его, а также включение педагогов в сетевую систему повышения квалификации. Данная работа опирается на диагностику профессиональной компетенции и оценку эффективности педагогического труда по конечным результатам.
Многоуровневая организация методической деятельности педагогов включает следующие уровни:
- индивидуальную работу воспитателя в рамках выявленных проблем и по личной теме самообразования;

- предметные объединения педагогов по актуальным проблемам (предметные временные творческие группы);

- постоянно действующий временный творческий коллектив (творческая группа);

- методическое объединение внутри детского сада, работающее над проблемными темами.

В ДОУ идёт постоянный поиск путей работы методической службы в инновационном режиме, решения разных проблем. Педагогами накоплен определённый положительный опыт по таким проблемам, как развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, роль детского сада и семьи в воспитании нравственно-патриотических чувств через приобщение детей к истокам русой культуры, развитие речи и творческих способностей детей через театрализованные игры и художественно-эстетическую деятельность, физическое развитие и оздоровление ребёнка в ДОУ и др.
Активно используется в работе учителя-логопеда, воспитателей коррекционной и  общеобразовательных групп образовательная программа «Весёлые звуки» (воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в детском саду комбинированного вида) .

Таким образом можно с уверенностью констатировать, что для повышения эффективности методической службы в ДОУ необходимы:
- обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитико-прогностической деятельности;

- учёт изменений в социально-экономической жизни и экономических, социокультурных, этнических и экологических факторов, которые могут повлиять на содержание методической работы;

- дифференциация методической работы на основе диагностики педагогических затруднений (диагностических, проектировочно-целевых, организационных, содержательных, коммуникативных, контрольно-оценочных, научно-методических), учёта творческой активности и информационных потребностей педагога;

- взаимосвязь и интеграция всех подразделений методической службы, форм и методов методической работы;

- систематичность и непрерывность в организации форм методической работы;

- оптимальное сочетание теоретических и практических форм;

- оценка педагогического труда по результатам;


- своевременное обеспечение учебно-методической литературой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.