Модель методической службы ДОУ
Методическая
служба направлена на обновление содержания образования, повышение
профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической
помощи. Важное условие успешной деятельности методической службы ДОУ – правильный
выбор её модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она
создаётся.
Методическая
служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива ДОУ, государственной системой образования,
психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она
содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого
потенциала педагогов.
Ориентируясь
на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей в
соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», методическая
служба призвана обеспечить:
·
достижение воспитанниками дошкольного учреждения
установленных государством образовательных стандартов;
·
построение образовательного стандарта на основе
приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного
развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам
и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности
за своё здоровье, формирование основ здорового образа жизни;
·
адаптацию ДОУ к социальному заказу и
особенностям развития воспитанников;
·
светскость образования.
В МБДОУ,
осуществляющем приоритетное направление, методическая служба действует на
основании принятого Положения о методической службе ДОУ и является общественным
органом, имеющим сложную организационную структуру и формируемым на
добровольной основе. Руководит деятельностью службы старший воспитатель.
Целями
методической службы ДОУ являются:
·
реализация государственной образовательной
политики в рамках образовательного процесса;
·
создание совокупности условий для эффективного
развития ДОУ;
·
обеспечение качества образовательных услуг в
ДОУ, адекватному его статусу.
Задачи
методической службы:
·
обеспечение теоретической, психологической,
методической поддержки воспитателей;
·
создание условий для повышения профессиональной
компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала
каждого педагога;
·
организация активного участия педагогов в
планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных
процессах;
·
проведение мониторинговых и аттестационных
процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых
результатов и пр.
Играя важную
роль в управлении ДОУ, методическая служба детского сада выполняет определённые
функции:
-
информационно-аналитическая;
-
мотивационно-целевая;
-
планово-прогностическая;
-
организационно-исполнительская;
-
контрольно-диагностическая;
-
регулятивно-коррекционная.
Так, в информационно-аналитическую функцию входят:
·
анализ собственной деятельности и работы всего
педагогического коллектива;
·
вычленение факторов и условий, положительно или
отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
·
оценка качества педагогического процесса в
целом, осознание общих и частных задач;
·
установление преемственности между прошедшим и новым
учебным годом;
·
анализ актуальных и перспективных потребностей
населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах;
·
анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении
инноваций;
·
поиск идей развития ДОУ, перспективных
возможностей в области инновационных преобразований;
·
изучение передового педагогического опыта.
Важнейшими
функциями методической службы являются прогнозирование и планирование.
Прогностическая функция предусматривает:
·
прогнозирование целей и задач деятельности ДОУ;
·
определение вариантов моделей выпускника;
·
формирование содержания, методов, средств и
организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;
·
моделирование новых форм существования ДОУ;
·
проектирование процессов развития дошкольного
учреждения;
·
проектирование последствий запланированных
инновационных процессов.
План – заранее намеченная система
мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Существуют
следующие уровни планирования в ДОУ:
- стратегический – программа развития
ДОУ, образовательная программа, модель выпускника;
- тактический - годовой план, учебный план, расписание
организованной образовательной деятельности, перспективные планы,
индивидуальные карты развития ребёнка;
- оперативный
– календарные планы, тематические планы, диагностические карты развития
ребёнка.
Планирование
эффективно при соблюдении главных условий:
·
знание уровня, на котором находится работа ДОУ;
·
чёткое представление об уровне, на котором она
должна находиться к концу планируемого периода;
·
выбор оптимальных путей и средств достижения
поставленных задач.
Планирование и
прогнозирование можно определить кА деятельность методической службы по
оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством
совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в
новое качественное состояние.
Структура
методической службы должна позволять рационально распределять функциональные
обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны,
предотвращать конфликты, стимулировать чёткое выполнение обязанностей каждым
субъектом.
Методический совет – профессиональное
объединение педагогов, которое создаётся для решения исследовательских задач, проектного решения
конкретной, большой по значимости и объёму методической задачи. Он формируется
из опытных педагогов высокой квалификации, способных к творческой работе и
возглавляет методическую службу.
Постоянная творческая группа педагогов –
добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во
взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной
тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для
непосредственной работы с детьми. Руководит группой воспитатель высшей
категории.
Временные исследовательские, проектные
микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы
для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например,
подготовка к педагогическому совету, семинару и т.д.).
Методическая
служба ДОУ организует деятельность на основе трёх управленческих уровней:
-
стратегическом,
- тактическом;
-
информационно-аналитическом.
На стратегическом уровне (методический совет)
определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая
концепция, образовательная программа, устанавливаются внешние связи,
определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности
методической службы в соответствии со спецификой детского сада и т.д.
Тактический уровень (предметно-педагогические
циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские микрогруппы)
представлен инвариантной и вариативной составляющими методической службы.
Данные составляющие являются тем звеном, которое непосредственно осуществляет
решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методического совета.
На этом уровне
используются разнообразные формы работы с педагогами, совершенствуются
когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной
компетентности.
Организация
деятельности на информационно-аналитическом
уровне (методический совет, медико-психолого-педагогическая комиссия)
обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность используемых
форм методической работы и иметь информацию для общего руководства службой на
стратегическом уровне. Основные направления деятельности: организация и
проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов,
изучение и сравнение эффективности различных форм работы с педагогами, анализ
текущих, конечных результатов деятельности методической службы.
Активные
формы методической работы:
- игровые
формы: деловые игры, ролевые игры, игры-имитации;
- дискуссии:
диспуты, дебаты, круглые столы, техника аквариума;
-
поисково-творческие задания: проекты пособий, занятий игр;
-
социологические опросы: анкетирование, блиц-опросы;
-
семинары-практикумы;
- решение
педагогических задач;
- конкурсы
профессионального мастерства;
-
мастер-класс;
-
педагогические кроссворды;
-
карты-тренажёры и т.д.
Как известно,
педагог – «профессия дальнего действия». Результат педагогической деятельности
длительно формируется и виден только через определённое время, что требует
постоянного привнесения в неё обоснованных педагогических инноваций, обеспечивающих
изменяющиеся представления о формируемом образе современного человека.
При грамотном
построении образовательного процесса деятельность педагогических кадров должна
быть направлена:
·
на индивидуально-ориентированное воспитание и
обучение, сохраняющее здоровье воспитанника;
·
развитие интеллектуальных, творческих
способностей;
·
воспитание личности, формирующее
духовно-нравственную сферу человека.
Определение
задач методической службы поможет выбрать наиболее эффективные формы работы с
отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом. Это такие активные
(формирующие) формы работы, которые позволяют:
·
максимально активизировать имеющиеся у педагогов
знания;
·
создавать благоприятный психолого-педагогический
климат в коллективе;
·
обеспечить оптимальные условия для обмена
опытом;
·
опробовать педагога в новой роли.
Действенную
помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе.
Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются
карты диагностики профессионального мастерства, где рассматривается уровень
профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической
деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.
Очень важным в
методической работе являются рефлексивный компонент, который позволяет сделать
непрерывным процесс получения новых знаний.
С целью оценки
деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития
методическая служба проводит анализ своей работы. Эффективность достижений
обычно оценивается в трёх направлениях: для ребёнка, родителей, педагогов.
Для этого
определены критерии эффективности работы
методической службы:
·
эффективность
для ребёнка:
-
положительная динамика качества обучения, воспитания и развития;
- отсутствие
отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
-
дифференцированный подход к каждому ребёнку;
·
эффективность
для родителей:
-
положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
- готовность и
желание родителей помогать ДОУ;
- высокая
степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;
·
эффективность
для педагогов:
-
положительный психологический климат в коллективе;
-
заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
-
удовлетворённость педагогов собственной деятельностью;
- качественно
организованная система повышения квалификации;
- высокий
уровень профессиональной деятельности.
Каждый
участник педагогического процесса должен иметь представление не только о
характере собственной деятельности, но и о том, какие знания, умения и навыки
ему необходимы, чтобы обеспечить развитие детей, а также сохранить и укрепить
их здоровье. Здорового ребёнка можно воспитать только высококвалифицированный и
здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и
комфорта. Для этого методическая служба детского сада совместно с профсоюзной
организацией может реализовывать Программу
укрепления здоровья сотрудников: тренинги здоровья, дегустационные столы
здоровой пищи, посещение бассейна, организация динамического часа, коллективные
экскурсии на природу и т.д.
Условия построения модели методической
службы:
·
чёткое распределение полномочий, прав,
обязанностей;
·
максимальный учёт социального заказа на
образовательно-оздоровительные услуги;
·
личностно-ориентированное построение
деятельности педагогов;
·
использование активного положительного опыта
методической работы каждого члена
педагогического коллектива.
Правильно
организованная модель методической службы позволяет обеспечить рост
педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога,
осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учётом потребностей
воспитанников и запросов родителей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.