четверг, 5 сентября 2013 г.

Модель методической службы

Модель методической службы ДОУ
Методическая служба направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи. Важное условие успешной деятельности методической службы ДОУ – правильный выбор её модели в зависимости от целей, задач и подходов, на основе которых она создаётся.
Методическая служба – связующее звено между деятельностью педагогического коллектива  ДОУ, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом. Она содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса воспитания и обучения детей в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», методическая служба призвана обеспечить:
·         достижение воспитанниками дошкольного учреждения установленных государством образовательных стандартов;
·         построение образовательного стандарта на основе приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; воспитание ответственности за своё здоровье, формирование основ здорового образа жизни;
·         адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
·         светскость образования.
В МБДОУ, осуществляющем приоритетное направление, методическая служба действует на основании принятого Положения о методической службе ДОУ и является общественным органом, имеющим сложную организационную структуру и формируемым на добровольной основе. Руководит деятельностью службы старший воспитатель.

Целями методической службы ДОУ являются:
·         реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса;
·         создание совокупности условий для эффективного развития ДОУ;
·         обеспечение качества образовательных услуг в ДОУ, адекватному его статусу.

Задачи методической службы:
·         обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;
·         создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога;
·         организация активного участия педагогов в планировании, разработке и реализации программы развития, в инновационных процессах;
·         проведение мониторинговых и аттестационных процедур для объективного анализа развития дошкольного учреждения и достигнутых результатов и пр.

Играя важную роль в управлении ДОУ, методическая служба детского сада выполняет определённые функции:
- информационно-аналитическая;
- мотивационно-целевая;
- планово-прогностическая;
- организационно-исполнительская;
- контрольно-диагностическая;
- регулятивно-коррекционная.

Так, в информационно-аналитическую функцию входят:
·         анализ собственной деятельности и работы всего педагогического коллектива;
·         вычленение факторов и условий, положительно или отрицательно влияющих на конечные результаты деятельности;
·         оценка качества педагогического процесса в целом, осознание общих и частных задач;
·         установление преемственности между прошедшим и новым учебным годом;
·         анализ актуальных и перспективных потребностей населения, воспитанников и их родителей в образовательных услугах;
·         анализ потребностей в развитии ДОУ, осуществлении инноваций;
·         поиск идей развития ДОУ, перспективных возможностей в области инновационных преобразований;
·         изучение передового педагогического опыта.

Важнейшими функциями методической службы являются прогнозирование и планирование.
Прогностическая функция предусматривает:
·         прогнозирование целей и задач деятельности ДОУ;
·         определение вариантов моделей выпускника;
·         формирование содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития дошкольников;
·         моделирование новых форм существования ДОУ;
·         проектирование процессов развития дошкольного учреждения;
·         проектирование последствий запланированных инновационных процессов.

План – заранее намеченная система мероприятий: порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Существуют следующие уровни планирования в ДОУ:
- стратегический – программа развития ДОУ, образовательная программа, модель выпускника;
- тактический -  годовой план, учебный план, расписание организованной образовательной деятельности, перспективные планы, индивидуальные карты развития ребёнка;
- оперативный – календарные планы, тематические планы, диагностические карты развития ребёнка.
Планирование эффективно при соблюдении главных условий:
·         знание уровня, на котором находится работа ДОУ;
·         чёткое представление об уровне, на котором она должна находиться к концу планируемого периода;
·         выбор оптимальных путей и средств достижения поставленных задач.
Планирование и прогнозирование можно определить кА деятельность методической службы по оптимальному выбору реальных целей, программ их достижения посредством совокупности способов, средств и воздействий, направленных на перевод ДОУ в новое качественное состояние.

Структура методической службы должна позволять рационально распределять функциональные обязанности педагогов, максимально использовать их сильные стороны, предотвращать конфликты, стимулировать чёткое выполнение обязанностей каждым субъектом.
Методический совет – профессиональное объединение педагогов, которое создаётся для решения  исследовательских задач, проектного решения конкретной, большой по значимости и объёму методической задачи. Он формируется из опытных педагогов высокой квалификации, способных к творческой работе и возглавляет методическую службу.
Постоянная творческая группа педагогов – добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве, изучении, разработке, обобщении материалов по заявленной тематике с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы для непосредственной работы с детьми. Руководит группой воспитатель высшей категории.
Временные исследовательские, проектные микрогруппы – добровольное профессиональное объединение педагогов. Созданы для решения конкретной кратковременной творческой проблемы (например, подготовка к педагогическому совету, семинару и т.д.).
Методическая служба ДОУ организует деятельность на основе трёх управленческих уровней:
- стратегическом,
- тактическом;
- информационно-аналитическом.
На стратегическом уровне (методический совет) определяется основное направление деятельности, разрабатываются общая концепция, образовательная программа, устанавливаются внешние связи, определяются и утверждаются наиболее эффективные формы организации деятельности методической службы в соответствии со спецификой детского сада и т.д.
Тактический уровень (предметно-педагогические циклы, творческие мастерские, проектные, исследовательские микрогруппы) представлен инвариантной и вариативной составляющими методической службы. Данные составляющие являются тем звеном, которое непосредственно осуществляет решения и рекомендации, принятые на стратегическом уровне методического совета.
На этом уровне используются разнообразные формы работы с педагогами, совершенствуются когнитивный, деятельностный и личностный компоненты их профессиональной компетентности.
Организация деятельности на информационно-аналитическом уровне (методический совет, медико-психолого-педагогическая комиссия) обусловлена необходимостью отслеживать качество и эффективность используемых форм методической работы и иметь информацию для общего руководства службой на стратегическом уровне. Основные направления деятельности: организация и проведение экспертизы уровня профессиональной компетентности педагогов, изучение и сравнение эффективности различных форм работы с педагогами, анализ текущих, конечных результатов деятельности методической службы.
Активные формы методической работы:
- игровые формы: деловые игры, ролевые игры, игры-имитации;
- дискуссии: диспуты, дебаты, круглые столы, техника аквариума;
- поисково-творческие задания: проекты пособий, занятий игр;
- социологические опросы: анкетирование, блиц-опросы;
- семинары-практикумы;
- решение педагогических задач;
- конкурсы профессионального мастерства;
- мастер-класс;
- педагогические кроссворды;
- карты-тренажёры и т.д.

Как известно, педагог – «профессия дальнего действия». Результат педагогической деятельности длительно формируется и виден только через определённое время, что требует постоянного привнесения в неё обоснованных педагогических инноваций, обеспечивающих изменяющиеся представления о формируемом образе современного человека.


При грамотном построении образовательного процесса деятельность педагогических кадров должна быть направлена:
·         на индивидуально-ориентированное воспитание и обучение, сохраняющее здоровье воспитанника;
·         развитие интеллектуальных, творческих способностей;
·         воспитание личности, формирующее духовно-нравственную сферу человека.
Определение задач методической службы поможет выбрать наиболее эффективные формы работы с отдельными педагогами и педагогическим коллективом в целом. Это такие активные (формирующие) формы работы, которые позволяют:
·         максимально активизировать имеющиеся у педагогов знания;
·         создавать благоприятный психолого-педагогический климат в коллективе;
·         обеспечить оптимальные условия для обмена опытом;
·         опробовать педагога в новой роли.

Действенную помощь каждому педагогу можно оказать лишь при дифференцированном подходе. Такой подход обеспечивает педагогическая диагностика. С этой целью используются карты диагностики профессионального мастерства, где рассматривается уровень профессиональной подготовки, профессиональные умения, результаты педагогической деятельности, личностные качества педагога, педагогический стаж.
Очень важным в методической работе являются рефлексивный компонент, который позволяет сделать непрерывным процесс получения новых знаний.

С целью оценки деятельности, внесения корректив и определения дальнейших путей развития методическая служба проводит анализ своей работы. Эффективность достижений обычно оценивается в трёх направлениях: для ребёнка, родителей, педагогов.
Для этого определены критерии эффективности работы методической службы:
·         эффективность для ребёнка:
- положительная динамика качества обучения, воспитания и развития;
- отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку;
·         эффективность для родителей:
- положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
- готовность и желание родителей помогать ДОУ;
- высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей;
·         эффективность для педагогов:
- положительный психологический климат в коллективе;
- заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
- удовлетворённость педагогов собственной деятельностью;
- качественно организованная система повышения квалификации;
- высокий уровень профессиональной деятельности.

Каждый участник педагогического процесса должен иметь представление не только о характере собственной деятельности, но и о том, какие знания, умения и навыки ему необходимы, чтобы обеспечить развитие детей, а также сохранить и укрепить их здоровье. Здорового ребёнка можно воспитать только высококвалифицированный и здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта. Для этого методическая служба детского сада совместно с профсоюзной организацией может реализовывать Программу укрепления здоровья сотрудников: тренинги здоровья, дегустационные столы здоровой пищи, посещение бассейна, организация динамического часа, коллективные экскурсии на природу и т.д.

Условия построения модели методической службы:
·         чёткое распределение полномочий, прав, обязанностей;
·         максимальный учёт социального заказа на образовательно-оздоровительные услуги;
·         личностно-ориентированное построение деятельности педагогов;
·         использование активного положительного опыта методической работы  каждого члена педагогического коллектива.


Правильно организованная модель методической службы позволяет обеспечить рост педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога, осуществлять на высоком уровне педагогический процесс с учётом потребностей воспитанников и запросов родителей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.