четверг, 5 сентября 2013 г.

Требования к должности

СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ: ТРЕБОВАНИЯ К ДОЛЖНОСТИ
Оснащение педагогического процесса, обеспечивающего качество дошкольного образования, напрямую связано с повышением профессиональной компетенции педагогов детского сада.  Организатором этого направления работы  является старший воспитатель (заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе). Сегодня деятельность такого специалиста имеет научное обоснование, выделены функциональные обязанности, создана профессиограмма.
Должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60-х годов ХХ в. Изначально это была должность «педагог», утверждённая в типовых штатах постановлением Совмина РСФСР от 08.08.60 № 1197 (Утратил силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 29.10.02 № 781).
В 1965г. Эта должность была переименована  в должность «воспитатель-методист», который являлся помощником заведующей, и при необходимости заменял её. Позднее в связи с разрешением поощрять качественную работу воспитателей и присваивать им по результатам аттестации звание «Воспитатель-методист», совпавшего по названию с наименованием должности, приказом Минпроса СССР от 25.06.84 № 71 «О введении в типовые штаты учреждений просвещения должности старшего воспитателя» в типовые штаты детских садов и яслей-садов была введена должность «старший воспитатель».
На него возлагалась ответственность за правильную организацию учебно-воспитательной работы, осуществление методического руководства, организация работы с родителями, оснащение методического кабинета, подбор педагогических пособий и игрушек в соответствии с возрастом детей и т.д.
В рекомендациях по аттестации руководящих и педагогических работников ДОУ в должностные обязанности старшего воспитателя (заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе) были внесены положения, отражающие тенденции реформируемой системы дошкольного образования (письмо Минобразования России от 23.08.93 № 148-М. см. «Вестник образования», 1994. № 5. С. 2-15). В соответствии с ними старший воспитатель:
·         проводит анализ современных тенденций развития дошкольного образования, образовательных программ;
·         предлагает на рассмотрение Совета педагогов перспективные направления развития педагогической деятельности в ДОУ;
·         оказывает квалифицированную помощь педагогам в разработке инновационных педагогических технологий;
·         координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики.
Особо выделена деятельность, связанная с консультированием родителей по вопросам воспитания, обучения и развития их детей; организации просветительской работы для них.
Уточнены требования к знаниям старшего воспитателя. Он должен знать:
- Международную конвенцию о правах ребёнка, основы законодательства и нормативные документы по вопросам дошкольного образования;
- основной курс педагогики и психологии (дошкольной);
- основы педиатрии, санитарии, гигиены;
- концепцию дошкольного воспитания;
- дошкольные образовательные программы и методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- методы диагностики и коррекции развития ребёнка;
- основы социальной психологии и теории управления, формы и методы работы с семьёй.
В 1995г. Были введены в действие тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям руководителей образовательных учреждений, специалистов (педагогических работников) и работников из числа учебно-вспомогательного персонала этих учреждений. В перечень специалистов включена должность воспитателя (в т.ч. старшего), а в перечень руководителей – заместитель руководителя (заведующего).

Тарифно-квалификационные характеристики должностей старшего воспитателя и заместителя заведующего
Воспитатель (включая старшего)
7-14 разряд
Заместитель руководителя (заведующего)
11-15 разряд
1
2
Должностные обязанности
Планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспитание.
Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации.
Использует разнообразные приёмы, методы и средства обучения.
На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с обучающимися (воспитанниками, детьми) коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально).
Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников. детей), проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье.
Организует выполнение обучающимися (воспитанниками, детьми) режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования, вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.
Организует с учётом возраста обучающихся (воспитанников, детей) работу по самообслуживанию, соблюдение ими ОТ, ТБ, участие в общественно полезном труде.
Способствует проявлению интереса у обучающихся (воспитанников, детей) к определённому роду деятельности, к сознательному выбору профессии, содействует их трудоуствройству и дальнейшему обучению.
Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек.
Оказывает помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности коллектива обучающихся (воспитанников, детей).
Организует текущее и перспективное планирование деятельности педагогического коллектива.
Координирует работу преподавателей, воспитателей, мастеров производственного обучения и других педагогических работников по выполнению учебных планов и программ, а также разработку необходимой учебно-методической документации.
Руководит профессиональным обучением и планирует эту работу.
Осуществляет контроль за качеством образовательного и воспитательного процессов и объективностью оценки результатов образовательной подготовки обучающихся (воспитанников), работой кружков и факультетов.
Организует работу по подготовке и проведению экзаменов.
Координирует взаимодействие между представителями педагогической науки и практики.
Организует просветительскую работу для родителей.
Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий.
Организует учебно-воспитательную (методическую, культурно-массовую, внеклассную) работу.
Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся (воспитанников).
Составляет расписание учебных занятий и других видов учебной и воспитательной (в т.ч. культурно-досуговой) деятельности.
Обеспечивает своевременное составление установленной отчётной документации.
Оказывает помощь коллективам обучающихся (воспитанникам) в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий.
Осуществляет комплектование и принимает меры по сохранению контингента обучающихся (воспитанников) в кружках и т.п.
1
2
Изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности обучающихся (воспитанников, детей), их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия.
Взаимодействует с родителями обучающихся (воспитанников, детей) или лицами, их заменяющими.
Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.
При выполнении обязанностей старшего воспитателя руководит работой воспитателей.
Организует и проводит реабилитационно-коррекционную  и культурно-массовую работу с обучающимися (воспитанниками, детьми) в тесном контакте с советом образовательного учреждения и детскими организациями.
Организует работу актива обучающихся (воспитанников, детей).
Планирует внеклассую и внешкольную воспитательную работу, обеспечивает и контролирует её выполнение.
Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.
Максимально использует возможности микрорайона для развития разносторонней общественно полезной деятельности обучающихся (воспитанников, детей).
Привлекает к участию в работе с коллективом обучающихся (воспитанников, детей) представителей общественных организаций, шефов, работников учреждений дополнительного образования.
Принимает участие в разработке и составлении общего плана учебно-воспитательной работы.
Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства.
Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса.
Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников учреждения.
Принимает меры по оснащению мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнению библиотек и методических кабинетов учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами.
Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников), жилищно-бытовых условий в общежитиях.

Должен знать
Конституцию Российской Федерации.
Законы Российской Федерации.
Решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования.
Конвенцию о правах ребёнка.
Педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену.
Основы доврачебной медицинской помощи.
Конституцию Российской Федерации.
Законы Российской Федерации.
Решения Правительства РФ и федеральных органов управления образованием по вопросам образования и воспитания обучающихся (воспитанников).
Конвенцию о правах ребёнка.
Педагогику, педагогическую психологию, достижения современной психолого-педагогической науки и практики
1
2
Теорию и методику воспитательной работы.
Основы государственной молодёжной политики, гражданского и трудового законодательства.
Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления образовательными системами.
Основы экономики, права, социологии.
Организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Административное, трудовое и хозяйственное законодательство.
Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

При определении содержания деятельности  старшего воспитателя или заместителя заведующего, разработке должностной инструкции, являющейся локальным нормативным актом, можно опираться на профессиограмму должности. Профессиограмма – это описание особенностей определённой профессии, раскрывающее содержание профессионального труда, требований, которые она предъявляет к специалисту.
Профессиограмма старшего воспитателя была разработана кандидатос педагогических наук, профессором Л.В.Поздняк (Л.В.Поздняк, Н.Н.Лященко «Управление дошкольным образованием», М., 1999, С.54-59).
В неё вошли:
- профессиональные функции и умения старшего воспитателя;
- основные направления его деятельности по управлению педагогическим процессом;
- методическое обеспечение педагогического процесса старшим воспитателем.

I. Профессиональные функции и умения
старшего воспитателя ДОУ
Профессионально-организаторские умения:
·                    при планировании: прогнозировать развитие процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на длительный срок и в течение дня; способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий; создавать условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно-образовательной работы с детьми, совершенствовать организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом; повышать собственный уровень квалификации, оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях;
·                    при организации: осуществлять деятельность педагогов в соответствии с годовыми и месячными планами, обмен опытом и информацией, эффективное воздействие коллектива на отдельных воспитателей, методическую помощь в составлении планов и подготовке к работе с детьми, повышение квалификации воспитателей, собственную деятельность в соответствии с планом; распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией; инструктировать в ходе выполнения работы; обучать наиболее эффективным методам и приёмам работы с детьми; поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе; своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материала, выставки для педагогов и родителей; поддерживать чёткий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца;
·                    при контроле: разрабатывать схему наблюдения за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материалы, вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах; наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей; фиксировать результаты наблюдений; анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планы и документацию воспитателей; делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми; осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагогов, развития детей; разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов; обсуждать результаты контроля с воспитателями, использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива;
·                    при координации: изучать педагогическое мастерство воспитателей, социально-психологические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений; корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы, свою организаторскую деятельность; анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей; регулировать ход воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, действия членов коллектива; ориентироваться в сложившейся ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы;
·                    при общении: владеть собой в критических ситуациях; предвидеть конфликты и предотвращать их; изучать взаимоотношения воспитателей при выполнении работы; правильно воспринимать критику и учитывать её в свое деятельности; понимать и оценивать возможности воспитателей и других сотрудников; ориентироваться во взаимоотношениях людей; строить свои взаимоотношения с коллективом на основе взаимного доверия и сотрудничества; устанавливать правильные отношения с заведующими и работниками управления образованием; выбирать и использовать наиболее действенные меры организационного и воспитательного воздействия по отношению к отдельным воспитателям; учитывать особенности психологического климата в коллективе.

Социальные функции старшего воспитателя
1. Знакомит педагогический коллектив с законодательством Российской Федерации, указами Президента РФ, постановлениями Правительства и др.
Форма реализации:
·                    выступает с докладами, оформляет выставки, раскрывающие основные положения законодательства и его организацию;
·                    обеспечивает методический кабинет необходимыми документами;
·                    организует конференции, консультации.
2. Осуществляет пропаганду достижений в общественном дошкольном воспитании, тенденции его развития.
Форма реализации:
·                    консультации, беседы, выставки литературы для педагогов. Выступления перед учащимися педучилищ, педклассов, пединститутов, слушателями курсов;
·                    выступления с докладами перед работниками дошкольного учреждения, родителями, населением микрорайона, района, города, на предприятиях;
·                    организует выставки для родителей и сотрудников; встречи с заслуженными работниками дошкольного воспитания, новаторами, учёными.
3. Участвует в общественной работе в дошкольном учреждении, муниципальном округе, городе и др.
Форма реализации:
·                    участвует в рейдах по подведению итогов смотров работы педагогов; обсуждении результатов работы;             
·                    выполняет выборную общественную работу;                   
·                    входит в состав Совета педагогов, педагогический актив дошкольных работников города, района и т.д.


II. Деятельность старшего воспитателя
по управлению педагогическим процессом
Обеспечивает и контролирует выполнение программы воспитания и обучения детей и добивается её реализации
Направляет и контролирует работу педагогов
Оказывает методическую помощь педагогам
Обеспечивает создание развивающей среды в группах детей всех возрастов.
Оснащает педагогический процесс необходимыми пособиями.
Разрабатывает режим дня, сетки занятий и разных видов деятельности для каждой возрастной группы в соответствии с условиями их работы.
Составляет расписание оказания дополнительных педагогических услуг, работы кружков.
Анализирует результаты выполнения программы.
Участвует в расстановке и аттестации воспитателей, их тарификации.
Обеспечивает эффективность воспитательной работы.
Консультирует воспитателей по вопросам создания развивающей среды в разных возрастных группах.
Организует работу педагогов по созданию атрибутов и методических пособий.
Обеспечивает подбор пособий, игрушек для работы с детьми по программе.
Анализирует выполнение программы по отдельным разделам и в целом.
Добивается реализации государственных стандартов дошкольного образования.
Участвует в исследовании педагогического процесса и на этой основе осуществляет оценку результативности педагогического труда.
Анализирует работу ДОУ; современные тенденции развития дошкольного образования, образовательных программ и на этой основе формирует цели и задачи деятельности педагогов.
Разрабатывает комплексно-целевую программу развития ДОУ; разрабатывает (или обеспечивает использование) научно обоснованных показателей оценки деятельности воспитателей, аттестации педагогических кадров; материалы по диагностике деятельности воспитателей и детей.
Осуществляет руководство работой психолога, учителя-логопеда, инструктора по физкультуре и др., по диагностированию уровня воспитанности и развития детей.
Осуществляет диагностику профессиональной деятельности воспитателей.
Проводит предупредительный, комплексный и тематический контроль.
Проверяет календарные планы воспитателей.
Контролирует наличие и состояние пособий в группах для работы с детьми.
Выносит на обсуждение Совета педагогов актуальные вопросы воспитания, обучения и развития.
Инструктирует воспитателей на основе рекомендаций вышестоящих органов управления образованием.

Оказывает помощь в разработке инновационных педагогических технологий.
Организует работу семинаров по различным педагогическим проблемам.
Проводит консультации, собеседования, взаимопосещения педагогов.
Оказывает помощь в составлении календарных планов, в разработке конспектов занятий, в оформлении детских работ, в создании зон для различных видов детской деятельности, в подготовке к занятиям, проведению игр, труда и пр., в подготовке к выступлениям на Совете педагогов и родительских собраниях; в оформлении организационных выставок.
Организует школу молодого педагога, передового опыта, творческих лабораторий; открытые просмотры работы лучших педагогов.





III. Методическое обеспечение  педагогического процесса старшим воспитателем
Повышение квалификации кадров
Работа методического кабинета
Опытно-экспериментальная работа
Пропаганда педагогических знаний среди родителей
Преемственность в работе воспитателей и учителей начальной школы
1
2
3
4
5
Направляет на курсы и семинары при методических центрах и кабинетах, СУО, комитетах образования, ИПК работников образования.
Контролирует успеваемость воспитателей на курсах, семинарах, в пед-колледжах, вузах.
Организует и контролирует работу воспитателей по самообразованию.
Проводит собеседование по освоению программы технологий её реализации.
Организует работу наставников с молодыми специалистами.
Проводит собеседования с воспитателями, посещающими методические семинары.
Беседует с педагогами о новинках методической литературы.
Устанавливает и регулирует связь ДОУ с научно-исследовательскими учреждениями, методическими центрами и другими учреждениями.
Анализирует состояние и результативность методической работы и на этой основе определяет цели и задачи её содержания.
Устанавливает и регулирует связи с методическими службами на муниципальном, городском и областном уровнях.
Совместно с представителем Совета педагогов планирует и организует его работу.
Осуществляет подготовку и проводит педагогические чтения и конференции.
Создаёт методический кабинет и организует его работу с педагогами.
Осуществляет подбор литературы и методичес-
Определяет направления опытно-эксперимен-тальной работы.
Обосновывает её цели, содержание, формы и методы её осуществления.
Регулирует опытно-эк-спериментальную работу и оценивает её результативность.
Организует разработку и использование дидактических и методических  материалов по направлениям опытно-эксперимен-тальной работы и её результатов.
Планирует и проводит открытые просмотры работы педагогов.
Помогает воспитателям в разработке планов изучения передового опыта в дошкольном учреждении, в оформлении документов, дневниковых записей из опыта работы.
Готовит воспитателей к выступлениям на Совете педагогов.
Оказывает помощь в планировании  и проведении работы с родителями.
Консультирует воспитателей при подготовке к родительским собраниям.
Помогает в подборе материалов к тематическим выставкам для родителей в каждой группе.
Организует конференции и помогает воспитателям подготовиться к выступлению на них.
Разрабатывает тематику и помогает воспитателям создавать передвижные выставки для родителей.
Организует дни открытых дверей в ДОУ.
Организует лектории, школы молодой матери, выпуск буклетов и материалов с советами по воспитанию детей в семье, консультации для родителей, дети которых не посещают ДОУ.

Организует совместные методические объединения воспитателей подготовительных к школе групп и учителей 1 класса школы.
Организует посещение занятий в детском саду учителями начальной  школы и посещения уроков воспитателя.
Приглашает учителей для участия в Совете педагогов.
Проводит диагностику готовности детей к школьному обучению.
Организует участие учителей в проведении родительских собраний подготовительных к школе групп.
Помогает в организации совместных праздников детей детского сада и 1 класса школы.
1
2
3
4
5

ких материалов по всем разделам реализуемых программ, обобщает и систематизирует методические материалы по обучению детей дошкольного возраста, составляет аннотации по использованию материалов.
Обобщает материалы работы лучших воспитателей.
Разрабатывает и оформляет методические мероприятия в помощь воспитателям.
Организует выставки для педагогов по задачам годового плана, сезонным темам педсовета, новинкам литературы.  
Оформляет выставки, отражающие передовой педагогический опыт, результаты экспериментальной работы, внедрения инноваций.





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.