четверг, 5 сентября 2013 г.

Деятельность старшего воспитателя

Основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ

Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно – образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста.

 Процесс управления носит циклический характер, причем это относится к любому уровню управления: касается ли это управления дошкольным учреждением в целом, или только его педагогическим коллективом, или управления воспитательно–образовательным процессом в группе дошкольников. Цикл управления состоит из основных управленческих функций: определение цели; планирование; организация; контроль. Последняя – заключительная стадия и в то же время исходный пункт нового цикла.

 Основной компонент управленческой деятельности – определение цели. Работая над формулировкой цели, надо помнить следующее: цели могут быть внутренними, т. е. поставленными человеком или коллективом дошкольного учреждения самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне, обществом.

 В качестве общих задач методической работы можно представить следующие: управление образовательным процессом (ведущая, организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.

 Сегодня основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов. Например, если организуется экскурсия за пределы детского сада, он обязательно идет вместе с детьми и воспитателем и берет часть организационной работы на себя.

 Совместно с другими специалистами он проводит диагностику знаний и умений детей, а, следовательно, работает, общается с дошкольниками и оказывает помощь воспитателям. Это очень сложная задача, и поэтому от старшего воспитателя требуется, прежде всего, умение работать с людьми.

 Среди современных педагогов много специалистов с высшим и средним специальным образованием. Умение работать с людьми – основной показатель в деятельности старшего воспитателя. Очень важно создать коллектив единомышленников, имеющих единое педагогическое кредо, позиции, традиции, или, как сейчас модно говорить, создать свою команду. Только в этом случае старший воспитатель сможет достичь тех целей, которые он ставит.

 Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе.

 Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными. Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.

 Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности.

 Старший воспитатель должен учитывать интересы и пожелания коллектива. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Например, старший воспитатель говорит о том, что есть проблема, которую он один разрешить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути ее решения. Но при постановке любой задачи необходимо доводить ее до логического конца. Если старший воспитатель провел активную форму, он обязан подвести итог и выдать продукт в виде рекомендаций, алгоритма действий для воспитателей. При этом важно, что этот продукт будет восприниматься как совместно созданный, коллективный.

 Старший воспитатель должен не только активизировать педагогов, но и знать, для чего он это делает. Например, получить результат при меньших затратах, как можно меньше отрывать педагогов от работы.

 В рамках методической работы должно быть четко налажено самообразование всех педагогов ДОУ. Самостоятельно добытые воспитателями знания являются хорошим фундаментом для организации активных форм с ними. Самообразование одно из направлений деятельности старшего воспитателя. Прежде чем требовать с воспитателей, старший воспитатель должен определить, над какой темой он будет работать в этом году сам. Когда составляется план самообразования педагогов детского сада на год, первыми в списке должны быть заведующий, старший воспитатель, и только потом – все воспитатели. Это и есть система непрерывного самообразования.

 В настоящее время старший воспитатель должен быть широко информирован о всех инновациях в системе дошкольного и школьного образования. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции старшего воспитателя, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается. Сейчас большое количество литературы, которая зачастую не отвечает требованиям классической педагогики, психологии. А закупает методическую литературу в основном старший воспитатель. Он должен еще в магазине, пролистав, просмотрев бегло пособие, понять, подойдет ли оно для работы. При этом важно не только оценивать литературу, но и уметь выбирать ее, исходя из вида и целей своего дошкольного учреждения, уровня профессионального мастерства воспитателей.

 Из исследований К. Ю. Белой старший воспитатель участвует в:

 - подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;

 - создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;

 - формулировке социального заказа своему ДОУ, выработке философии, определении цели ДОУ;

 - стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы ДОУ;

 - создании имиджа ДОУ среди населения;

 - выборе (разработке) образовательных программ для детей;

 - организации образовательной, воспитательной работы с детьми;

 - организации экспериментальной, исследовательской работы в ДОУ;

 - развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала ДОУ;

 - развитии сотрудничества с другими ДОУ, школами, детскими центрами, музеями и т. п.

 Кроме этого, старший воспитатель планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса в ДОУ, предусматривая:

 - предложения в план работы ДОУ;
 - повышение квалификации воспитателей;
 - помощь воспитателям в самообразовании;
 - аттестацию воспитателей;
 - составление сетки занятий по возрастным группам;
 - методическую помощь воспитателям (в первую очередь начинающим) в подготовке и проведении занятий;
 - обмен опытом работы сотрудников ДОУ;
 - ознакомление воспитателей с достижениями педагогической теории и практики;
 - развитие преемственности ДОУ и школы;
 - совершенствование работы с родителями;
 - комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;
 - постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.

 Организует учебно-воспитательную, методическую работу:
 - готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета;
 - проводит для воспитателей открытые занятия, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;
 - организует работу творческих групп;
 - своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы;
 - ведет картотеку издаваемой учебно-педагогической и методической литературы;
 - комплектует, пропагандирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т. п. ;
 - организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;
 - проводит совместные мероприятия со школой;
 - готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания;
 - своевременно оформляет педагогическую документацию;
 - формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям.

 Осуществляет контроль за работой воспитателей:
 - систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
 - по графику посещает занятия в группах;
 - следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.

 Старший воспитатель организует взаимодействие в работе воспитателя, психолога, логопеда, музыкального руководителя, других специалистов. Регулярно проводит диагностику развития детей, их знаний, умений, навыков.

 Изучает планы воспитателей по самообразованию. Осуществляет взаимосвязь в работе ДОУ, семьи, школы.

 Профессиональная компетентность старшего воспитателя складывается из нескольких компонентов, в том числе:

 - наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности;
 - наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями, осуществляемой в режиме диалога;
 - готовности к совместному овладению социального опыта со всеми участниками педагогического процесса;
 - стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей;
 - освоения культуры получения, отбора, воспроизведения, обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;
 - наличия опыта системного изучения и исследования педагогической деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности.

 По мнению Л. В. Поздняк и Н. Н. Лященко старший воспитатель должен:

 При планировании, прогнозировать развитие процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, педагогического коллектива, разрабатывать комплексно-целевую программу развития дошкольного учреждения, планировать деятельность коллектива на длительный срок, методическую работу на год, месяц, собственную деятельность на дли-тельный срок и в течение дня; способствовать взаимодействию воспитателей в ходе выполнения годового и месячных планов, отдельных заданий; создавать условия для повышения квалификации педагогов, воспитательно-образовательной работы с детьми, совершенствовать организационно-воспитательные воздействия на отдельных воспитателей и коллектив в целом; повышать собственный уровень квалификации, оттачивать свои действия и поступки в конкретных ситуациях.

 При организации: осуществлять деятельность педагогов в соответствии с годовым и месячным планами, обмен опытом и информацией, эффективное воздействие коллектива на отдельных воспитателей, методическую помощь в составлении планов и подготовке к работе с детьми, повышение квалификации воспитателей, собственную деятельность в соответствии с планом; распределять работу между педагогами в соответствии со сложившейся ситуацией; инструктировать в ходе выполнения работы; обучать наиболее эффективным методам и приемам работы с детьми; поддерживать на высоком уровне трудовую активность в коллективе; своевременно и правильно оформлять необходимую документацию, методические материалы, выставки для педагогов и родителей; поддерживать четкий порядок в работе педагогов, доводить начатые дела до конца.

 При контроле: разрабатывать схему наблюдения за воспитательно-образовательной работой с детьми, диагностические материал); вопросы для осуществления тематического и фронтального контроля в разных возрастных группах; наблюдать за деятельностью воспитателя в процессе работы с детьми, за деятельностью и взаимоотношениями детей; фиксировать результаты наблюдений; анализировать результаты воспитательно-образовательной работы, детского творчества, планы и документацию воспитателей; делать выводы и заключения о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми; осуществлять диагностику профессиональной компетентности педагог, развития детей; разрабатывать мероприятия по устранению выявленных недостатков в работе педагогов; обсуждать результаты контроля с воспитателями, использовать эти результаты при подготовке решений педсовета, планировании работы коллектива.

 При координации: изучать педагогическое мастерство воспитателей, социально-психологические особенности членов коллектива, процесс выполнения решений; корректировать деятельность воспитателей на основе анализа их работы, свою организаторскую деятельность; анализировать целенаправленность и эффективность воздействия на воспитателей; регулировать ход воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, действия членов коллектива; ориентироваться в сложившейся ситуации; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выполнении работы.

 При общении: владеть собой в критических ситуациях; предвидеть конфликты и предотвращать их; изучать взаимоотношения воспитателей при выполнении работы; правильно воспринимать критику и учитывать ее в своей деятельности; понимать и оценивать возможности воспитателей и других сотрудников; ориентироваться во взаимоотношениях людей; строить свои взаимоотношения с коллективом на основе взаимного доверия и сотрудничества; устанавливать правильные отношения с заведующей и работниками управления образованием; выбирать и использовать наиболее действенные меры организационного и воспитательного воздействия по отношению к отдельным воспитателям; учитывать особенности психологического климата и коллективе.

 Таким образом, не смотря на разные мнения авторов о деятельности старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения, на нем лежит очень большой труд. Старший воспитатель ДОУ должен быть психологически сильной и подготовленной личностью не только управлять коллективом и оказывать ему помощь в трудностях.

 Список литературы

 1. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формирование и методы. – М. : ТЦ. Сфера. 2005. – 96с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».)
 2. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».)
 3. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Васильева, Л. А. Бахтурина, И. И. Кобитина. – 3-е издание, дораб. – М. : Просвещение, 1990. – 143с.






Особенности планирования работы с учетом ФГТ

 Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее – ФГТ, внесло в действующую структуру планирования значительные изменения.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми.  Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий,  которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:

 * объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
 * выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;
 * четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
 * выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

 Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

 План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

 План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

 Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

 * основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
 * комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
 * принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
 * обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

 планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

 При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

 В ходе реализации плана программные образовательные задачи решаются в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, самостоятельной деятельности детей как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Поэтому так важно составлять гибкий режим для каждой возрастной группы на теплый и холодный периоды времени года и, как возможный вариант, на отдельные тематические дни.

 Используемый до настоящего времени многими педагогами ДОУ "Рабочий журнал воспитателя детского сада" (К. Ю. Белая, Л. А. Кондрыкинская) требует корректировок с учетом новых требований. Так, с целью разработок современных подходов к планированию образовательного процесса и создания модели плана воспитателя дошкольного учреждения в соответствии с ФГТ в течение двух месяцев на базе кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования под руководством профессора К. Ю. Белой и доцента кафедры Л. А. Кондрыкинской работала творческая группа. В ее состав вошли опытные методисты и старшие воспитатели ДОУ города Москвы (окружного методического центра ЮОУО, ГОУ "ЦРР – детский сад № 1958", ГОУ "Детский сад комбинированного вида № 2502", ГОУ "Детский сад комбинированного вида № 2305", ГОУ "Детский сад компенсирующего вида № 2340", ГОУ "Детский сад № 2444", ГОУ "Детский сад комбинированного вида № 2104", ГОУ "Детский сад № 2084"). Каждый из специалистов занимался разработкой отдельных моментов организации образовательного процесса.

 Остановимся подробнее на одном из вариантов модели плана работы воспитателя,  ставшим результатом деятельности творческой группы. Данная модель плана состоит из четырех разделов.

Первый раздел "Общие сведения" представлен в виде таблиц, которые оформляются двумя воспитателями группы под руководством старшего воспитателя ДОУ в начале учебного года:

 * "Сведения о детях и родителях";
 * "Взаимодействие с семьями детей";
 * "Режим дня группы на холодный период года";
 * "Режим дня группы на теплый период года";
 * "Листок здоровья";
 * "Система закаливания в груп
 * "Двигательный режим
 * "Гимнастика";
 * "Результаты обследования речи детей";
 * "Индивидуальная работа с детьми по звуковой культуре речи".

Во втором разделе "Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми" предлагается схема планирования психолого-педагогической работы с детьми, предусматривающая шесть блоков.





Схема комплексно-тематического планирования
 психолого-педагогической работы с детьми

 Месяц и недели/ События, праздники, традиции/ Тема/ Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей/Формы организации совместной деятельности педагогов с детьми/ Взаимодействие с семьей/

 Представленная в этом разделе таблица предусматривает перспективное планирование на год с конкретизацией по месяцам, неделям и выстраивается с учетом событий, праздников, традиций данного месяца.

 Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

 При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н. А. Коротковой:

 первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники) ;

 второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

 третий фактор – события, специально "смоделированные" воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: "Что это такое? ", "Что с этим делать? ", "Как это действует? ") ;

 четвертый фактор– события, происходящие в жизни возрастной группы, "заражающие" детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

Третий раздел сформулирован как "Перспективное планирование по видам детской деятельности". В соответствии с ФГТ выделяют следующие виды детской деятельности:
 *игровая;
 *двигательная;
 *коммуникативная;
 *трудовая;
 *познавательно-исследовательская;
 *продуктивная;
 *музыкально-художественная;
 *чтение.

 Данный раздел предусматривает планирование работы с воспитанниками на квартал и месяц по основным видам детской деятельности, каждый из них имеет свои специфические блоки и планируется как в совместной с воспитателем, так и в самостоятельной деятельности детей.

Четвертый раздел "Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД) " представляет собой еженедельный план работы, который включает в себя два блока: содержание НОД (организация специфических и интересных для воспитанников, специальным образом мотивированных видов деятельности) и формы организации детей.

 Важно отметить, что педагог вправе самостоятельно выбирать форму написания плана своей работы с воспитанниками. Предложенная модель также может использоваться воспитателями при составлении собственного плана. При этом не рекомендуется копирование готовых планов работы. В условиях видового разнообразия дошкольных учреждений не может быть единого для всех ДОУ плана воспитательно-образовательной работы. Педагогический коллектив каждого конкретного учреждения составляет свой план с учетом ФГТ, специфики деятельности, особенностей воспитанников и запросов родителей.

К. Ю. Белая,

профессор кафедры педагогики и методики

 дошкольного образования МИОО,

 заслуженный учитель РФ
 ___

Короткова Н. А.  Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М. : Линка-Пресс, 2007.

Источник: Журнал "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" № 11, 2011 года

Планирование воспитательно - образовательной работы в ДОУ
Перспективное планирование

 Основы планирования воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении

 Если в недавнем прошлом на первое место в вопросах планирования работы ставились вопросы идеалогии, то сейчас, безусловно, на главную роль претендуют организационные моменты. Перспективные планы должны конкретизировать задачи обучения и воспитания в определенный момент времени с учетом уровня развития как группы, так и отдельных детей. В планах непременно должны предусматриваться разнообразные виды деятельности детей, определяться методы и приемы организации и руководства дошкольниками. Коллективные (групповые, фронтальные) формы работы с дошкольниками должны рационально сочетаться с индивидуальной работой с отдельными детьми.

 Планирование работы в ДОУ придает процессу образования и воспитания детей организованный характер, что делает работу педагога более осмысленной и результативной. Основная цель планирования — обеспечить выполнение «Программы воспитания в детском саду» для каждой возрастной группы детского сада.

 По мере роста навыков и знаний дошкольников необходимо предусматреть постепенное усложнение как содержания, так и методов воспитания, обучения, форм организации деятельности дошкольников с учетом их развития. Непрерывный процесс усложнения создает условия для полноценного воспитания и обучения детей.

 Стоит внимательно отнестись к конкретным деталям перспективного планирования. Большое количество «воды» в планах хорошо лишь для формальной отчетности, но при этом крайне негативно сказывается на педагогическом процессе в целом.

 Содержание планирования образовательной и воспитательной работы в детском саду
 Основой планирования работы ДОУ является «Программа воспитания в детском саду». Содержание этой программы конкретизируется в планах воспитательно-образовательной работы на определенный период.

 Поскольку главной формой организации обучения в ДОУ являются занятия, то система занятий, рекомендуемая методиками, должна отражаться в перспективном плане с учетом конкретных ее условий, она должна зависеть от уровня знаний и уровня развития детей.

 Во время составления перспективных планов стоит стоит учитывать этапы усвоения знаний детьми: первичное восприятие, расширение и обобщение знаний, использование полученных навыков и знаний на практике, а также необходимо предусмотреть закрепление и повторение пройденного с постепенным усложнением материала. В этой связи стоит обратить внимание на комплексные и интегрированные методики, позволяющие рассмотреть объект познания с разных сторон.

 Дополнительно: планирование занятий в детском саду.

КОНТРОЛЬ В ДОУ

Схемы: «Проведение и организация прогулки», «Анализ воспитательно-образовательной работы в группах раннего возраста», «Планирование и организация работы с родителями»

СХЕМА № 7 «Проведение и организация прогулки»

 1. Соответствие времени прогулки режиму группы.
 2. Планирование прогулки: тема и основные приемы наблюдения, подвижные игры, индивидуальная работа с детьми, трудовые поручения, организация свободной деятельности детей.
 3. Организация одевания и раздевания детей.
 4. Уровень сформированности, у детей, навыков самообслуживания соответствует данной возрастной группе.
 5. Соблюдение на прогулке двигательного режима детей.
 6. Подвижные игры и их количество соответствуют возрасту детей.
 7. Разнообразие и достаточное количество выносного материала.
 8. Организация наблюдения: тема наблюдения соответствует возрасту детей, педагог использует различные методы и приемы, содержательный аспект наблюдения направлен на развитие познавательной активности детей.
 9. Использование педагогом обучающих и дидактических игр во время совместной и индивидуальной работы с детьми.
 10. Руководство педагогом самостоятельной деятельностью детей на прогулке (организация сюжетно-ролевых игр) .

СХЕМА № 8 «Анализ воспитательно-образовательной работы в группах раннего возраста»

 1. В группе присутствует вся документация : сведения о родителях, сведения о состоянии здоровья детей, учет пребывания детей в группе, адаптационный журнал, наблюдение нервно-психического развития детей, режимы дня, комплексы гимнастики.
 2. Ведение плана воспитательно-образовательной работы соответствует специфике данного возраста.
 3. Планирование занятий ведется ежедневно; еженедельно с усложнением в соответствии с группой развития, с учетом повторяемости: программное содержание (задачи – обучающие, развивающие, воспитательные, методы активизации детей к занятию, на занятии; материалы и оборудование.
 4. Ведется планирование физкультурно-оздоровительной работы вне занятий: утренняя гимнастика, подвижные игры и упражнения, гимнастика после сна, культурно-гигиенические навыки, система закаливания, индивидуальная работа.
 5. Планирование и организация игровой деятельности: дидактические игры, игры-забавы, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры (приемы, влияющие на содержание игры, изменение предметно-развивающей среды, формирование взаимоотношений в игре) .
 6. Планирование и организация работы по развитию речи вне занятий: беседы с детьми во время утреннего приема, работа в книжном уголке, чтение художественных произведений вне занятий, индивидуальная работа (по ЗКР, развитию словаря, развитию связной речи) .
 7. Планирование и организация трудовой деятельности: навыки самообслуживания, различные поручения.
 8. Планируется и ведется индивидуальная работа по развитию технических навыков (в изобразительной деятельности) .
 9. Планирование и организация прогулки соответствует программе и специфике возраста детей (наблюдения за живой природой, наблюдения за неживой природой, наблюдения за трудом взрослых, посильные трудовые поручения, двигательная активность – подвижная и спокойная игра, организация самостоятельной деятельности на участке.
 10. Планирование и организация досугов и развлечений вне занятий (музыкальные, театрализованные, представления) .

СХЕМА № 9 «Планирование и организация работы с родителями»

 1. Наличие в группе перспективного плана работы с родителями, который включает в себя различные формы работы: родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, открытые просмотры, совместные праздники, и др.
 2. Наличие в группе журнала протоколов родительских собраний. (хранится до выпуска детей) .
 3. Ведется календарное планирование работы с родителями.
 4. В группе эстетично и современно оформлен родительский уголок.
 5. В уголке представлена информация о работе администрации, детского сада и группы.
 6. Материал представленный в родительском уголке носит конкретный характер и рационален по объему.
 7. В родительском уголке представлены наглядные материалы, папки-передвижки в соответствии с тематикой и данной возрастной группой.
 8. В группе проводится анкетирование среди родителей с целью изучения контингента группы, изучения родительских запросов и др.
 9. В группе оформлены различные выставки детских работ.
 10. На выставках представлены работы всех детей группы.

 Дополнительно: планирование занятий в детском саду.

КОНТРОЛЬ В ДОУ

Схемы:«Планирование физкультурно-оздоровительной работы в течение дня», «Соблюдение режима дня и организация работы группы»

СХЕМА № 5 «Планирование физкультурно-оздоровительной работы в течение дня»

 1. Планирование и проведение утренней гимнастики.
 2. Планирование и проведение физкультурных занятий в зависимости от возраста детей.
 3. Использование физкультминуток во время занятий.
 4. Планирование и проведение подвижных игр во время прогулки.
 5. Планирование и проведение подвижных игр в группе.
 6. Проведение закаливающих процедур и оздоровительных гимнастик (в соответствии с рекомендациями медицинских работников) .
 7. Соответствие режима дня сезону и возрасту детей.
 8. Индивидуальный подход в работе с детьми, с учетом группы здоровья (наличие листов здоровья) .
 9. Состояние одежды, обуви детей. Отсутствие опасных предметов.
 10. Соблюдение гигиенических требований (одежда, обувь) .

СХЕМА № 6 «Соблюдение режима дня и организация работы группы»

 1. Знание воспитателями режима дня своей возрастной группы.
 2. Своевременный прием пищи. Не сокращается (удлиняется) время, отведенное на завтрак, обед и полдник.
 3. Количество и длительность занятий соответствует сетке занятий и гигиеническим требованиям.
 4. Умение воспитателя определить степень утомляемости детей и в связи с этим изменять ход занятий и их время.
 5. Своевременный выход на прогулку и возвращение с нее. Соблюдение длительности прогулки.
 6. Своевременное укладывание спать. Спокойная обстановка в спальне, располагающая детей к отдыху.
 7. Соблюдение времени, отведенного на сон. Не затягивание и не сокращение сна.
 8. Умение воспитателем осуществлять постепенный подъем детей с учетом их индивидуальных особенностей.
 9. Соблюдение времени свободной и самостоятельной деятельности детей.
 10. Своевременный выход на вечернюю прогулку.

 Дополнительно: планирование занятий в детском саду.

КОНТРОЛЬ В ДОУ

Выкладываю карточки - схемы по контролю и анализу работы воспитателей. Каждая из схем состоит из 10 пунктов, что очень удобно и позволяет легко сделать сводную таблицу как для конкретного педагога, так и для всех групп сада. Мне их прислала Морозова Ольга одна из заведующих детских садов г. Санкт-Петербурга, а тогда еще просто методист. За что я ей очень благодарна.

 Мне они очень помогли организовать контроль в нашем детском саду. Может кому-нибудь пригодится.

СХЕМА № 1 Готовность групп к новому учебному году

 1. Безопасность мебели и оборудования для жизни и здоровья детей.
 2. Педагогическая целесообразность оформления предметно-развивающей среды.
 3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований по оформлению помещений.
 4. Соответствие сюжетно – ролевых игр, дидактических пособий, детской литературы и др. возрасту детей.
 5. Соответствие методической литературы и пособий данной возрастной группе.
 6. Оформление родительских уголков.
 7. Материалы предоставленные для родителей конкретны и доступны в своем изложении.
 8. Информационные стенды соответствуют возрастной группе: цели, задачи, режим, система воспитательно-образовательной работы.
 9. Эстетичность в оформлении помещений.
 10. Нестандартный подход в оформлении.

СХЕМА № 2 Наличие документации в группе
 1. Паспорт группы: информационный бюллетень группы и ОО, программное обеспечение, список детей на 01.09, режимы дня, система образовательной работы, аттестационные листы педагогов.
 2. Приложение к плану: режим на данный период + щадящий, режим двигательной активности, листы здоровья, программа оздоровления.
 3. Перспективный план: план работы с родителями, организация развивающей среды, методическое обеспечение, игровая деятельность.
 4. Календарный план: списки детей (групповой, по подгруппам, по группам здоровья, планирование на день (утро, вечер) .
 5. Папки взаимодействия и совместной деятельности педагогов и специалистов.
 6. Документация для работы с родителями: тетрадь сведений о родителях, протоколы родительских собраний, отчеты, информация для стендов и папок-передвижек.
 7. Тетрадь учета посещаемости.
 8. Тетрадь инструктажа детей по ОБЖ (для средней, старшей и подготовительной групп)
 9. Инструкции по охране труда.

 10. Журнал Ф-127 и листы адаптации (для ясельных групп)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.