четверг, 5 сентября 2013 г.

Модель методической службы

Модель методической службы в сфере дошкольного образования как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Введение

В соответствии с п.6.2 ст.9  Закона РФ «Об образовании» (в редакции от 1 декабря 2007 года) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.
Под «условиями реализации основной общеобразовательной программы» понимается  совокупность вспомогательных средств (ресурсов), необходимых для получения ребенком дошкольного образования в объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В результате выполнения проекта ФЦПРО на 2006-2010 годы «Разработка федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе и условиям ее реализации» был сформирован примерный перечень Требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В него вошли Требования к информационно-методическому обеспечению, включающие в себя Требования к методическому сопровождению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержательное наполнение указанных требований предполагает разработку модели методической службы в сфере дошкольного образования как условия реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Глоссарий

Методическая служба – связующее звено между педагогическим коллективом, государственной системой образования, психолого-педагогической наукой, передовым педагогическим опытом, содействующее становлению, развитию и реализации профессиональной культуры педагогов, развитию их личностного потенциала.
Методическая работа – часть системы непрерывного образования, ориентированная на освоение педагогами содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования; достижений науки и передового педагогического опыта, методов воспитания и образования детей, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования; повышение уровня готовности педагогов к организации и ведению образовательного процесса в современных социальных и экономических условиях; содействующая развитию у них рефлексивного педагогического мышления, включению педагогов в режим инновационной деятельности.

Концептуальные основы федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации. (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655)

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309–ФЗ внес в статью 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» новый пункт 6.2:
6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования.
В соответствии с П.4 ст.7 ФЗ «Об образовании»:
Под «структурой основных образовательных программ» понимается соотношение и объем их частей, а также соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Определение:
«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» - программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе) на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования различают две части: 1) обязательную часть, разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом; 2) часть, формируемую участниками образовательного процесса.
 «Обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования» – часть основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом  образовательном учреждении (группе), реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение воспитанниками  готовности к школе. В группах компенсирующей и комбинированной направленности включает в себя деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса – не более 20% общего объема Программы.
Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования
В соответствии с направленностью групп детей дошкольного возраста основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна представлять собой одну из моделей соотношения обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса:
1-я модель - только обязательная часть (применяется для групп общеразвивающей направленности без приоритетных направлений деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);
2-я модель - обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, отражающая деятельность образовательного учреждения с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное,            познавательно-речевое, художественно-эстетическое (применяется для групп и учреждений общеразвивающей направленности с приоритетными направлениями деятельности);
3-я модель - обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста, образовательных учреждениях других типов и видов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);
4-я модель - обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур (группы оздоровительной направленности во всех типах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);
5-я модель - только обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);
6-я модель - обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования).
Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы, которая должна быть реализована в любом образовательном учреждении (группе), кроме групп компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования 
Общий объем обязательной части основной общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В группах сокращенного дня и кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной чтения), и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
 «Совместная деятельность взрослого и детей» - деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач  на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской  (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.
«Самостоятельная деятельность детей» -1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком  деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная  на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна:
Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра.
Способствовать достижению ребенком уровня развития, обеспечивающего его психологическую и физическую готовность к школе, создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
Формировать такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы должны быть доступны  детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе.
Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др.
Структура Программы должна содержать пояснительную записку, организационный раздел, и следующие обязательные разделы в соответствии с возрастом воспитанников:
- «Возрастные особенности детей»,
- «Физическое развитие»,
- «Социально-личностное развитие»,
- «Художественно-эстетическое развитие»,
- «Познавательно-речевое развитие»,
- «Психолого-педагогические результаты освоения программы».
Планируется время на проведение психолого-педагогической диагностики результатов освоения Программы:  5-7 дней в сентябре и мае.

Парадигма построения методической службы на всех уровнях управления

Традиционная модель методической службы в сфере дошкольного образования строится на основе разделения по методикам, то есть специалисты службы, чаще всего, курируют каждый свое направление реализации программы. Например, физическое развитие детей, развитие речи и др. Что достаточно часто приводит к нарушению целостного взгляда на ребенка, рассмотрению образовательного процесса в дошкольных учреждениях как совокупности методик. Такой подход в корне противоречит концептуальным основам основной общеобразовательной программы дошкольного образования, важнейшим условием реализации которой является методическая служба.
Освоение образовательных областей выступает в концептуальном подходе к основной общеобразовательной программе дошкольного образования не как самоцель, а в качестве средства, способствующего развитию взаимосвязанных физических, личностных, интеллектуальных качеств ребенка. Поэтому и новая модель методической службы должна строиться на основе целостного, понимающего, развивающего и поддерживающего подхода по отношению ко всем субъектам образовательного процесса - ребенку, педагогу, родителям.
Новая модель методической службы предполагает выстроенность в двух направлениях:
- по вертикали – от федерального уровня до уровня образовательного учреждения и основной структурной единицы, в которой реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования - группы детей дошкольного возраста (в соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», 2008 г.);
- по горизонтали – сетевое взаимодействие содержательно и функционально разнообразных объединений педагогов, родителей, исследователей, представителей системы среднего специального, высшего профессионального и дополнительного профессионального (повышения квалификации специалистов) образования и других заинтересованных социальных партнеров различных образовательных проектов.
Принципы построения методической службы в сфере дошкольного образования на всех уровнях управления:
- нормативность;
- научная обоснованность;
- системность, целостность, согласованность всех звеньев;
- адаптивность;
- открытость;
- мобильность;
- прагматичность;
- оптимальность;
- эффективность.
Функции (направления деятельности) методической службы в сфере дошкольного образования:
- аналитическая;
- информационная;
- организационно-методическая,
- консультационная и образовательная,
- научно-методическая,
- экспертная;
- информатизация системы дошкольного образования (включение в единое информационное и медийное пространство).
В основе создании эффективно функционирующей методической службы лежит структурно-функциональная организация, позволяющая создать среду (образовательный универсум), в которой любое образовательное учреждение, педагог могут взаимодействовать с другими образовательными учреждениями и педагогами, обмениваться идеями, мнениями, результатами профессиональной деятельности, получать поддержку своих профессиональных интересов, обучаться умению видеть проблемы и формулировать вопросы, совместно находить ответы на них.
Система показателей эффективности методической службы любого уровня функционирования:
- проработанность концептуальных оснований воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста;
- ориентированность системы на работу с субъектами образования;
- динамичность и гибкость в структуре работы;
- профессионализм кадров;
- организационная и информационная культура.
Технология оказания методических услуг.
Методическая услуга – это набор специфических действий, которые одна сторона (методист, педагог) предлагает другой (получатель услуги), с целью развития профессиональной педагогической компетентности.
Методическая услуга имеет следующие свойства, отличающие её от других:
1) неосязаемость методической услуги означает, что её невозможно транспортировать, хранить, изучать до самого факта начала методической работы;
2) несохраняемость означает, что её нельзя хранить с целью последующей реализации, и, если работа по обобщению передового опыта не была выполнена вовремя, то часть полезной информации будет утеряна;
3) неотделимость от источника – методическая услуга оказывается специалистами, обладающими определёнными профессиональными компетенциями;
4) непостоянство качества обусловлено тем, что не все действия педагога и методиста (консультанта) могут быть описаны аналитически и структурированы.
При проектировании методических услуг необходимо учитывать следующие факторы:
- потребности и пожелания потребителей методической услуги имеют приоритет перед расходами (временные, материальные и др.) на её оказание;
- календарное планирование методической работы напрямую связано с потребностями в ней;
- специалисты, оказывающие методические услуги, должны владеть хорошими навыками общения с потребителями данных услуг;
- оценка качества методических услуг может оказаться проблемой, для решения которой необходимо четко формулировать цель, результат и критерии оценки;
- создание запасов методических услуг невозможно;
- эффективность работы по оказании методической услуги трудноизмерима, поскольку невысокая эффективность может быть обусловлена низким спросом;
- маркетинг (изучение спроса на методические услуги) и процесс их оказания связаны самым тесным образом.
(В разделе «Технология оказания методических услуг» использовались материалы «Модели современной муниципальной методической службы в образовании», г.Пермь, 2008.)

Предложения по созданию единой методической службы на всей территории РФ как службы методического сопровождения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Единая методическая служба сопровождения основной общеобразовательной программы дошкольного образования должна иметь четыре структурных уровня организации: федеральный, региональный, муниципальный, уровень образовательного учреждения. Каждый из названных уровней должен иметь свою компетенцию и приоритетные направления деятельности.
Федеральный уровень.
Структурные единицы: Научно-методический центр на базе Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ (Центр) и Федеральный совет по экспертизе образовательных ресурсов для детей дошкольного возраста. Учредителем Центра и Совета является Министерство образования и науки РФ.
Приоритетные направления деятельности федеральной методической службы - научно-методическая и экспертная.
Региональный уровень.
Структурные единицы: учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов). Научно-методический центр, методический кабинет на базе учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов). Учредитель - орган управления образования субъекта Федерации.
Приоритетные направления деятельности: аналитическая, информационная, образовательная, научно-методическая, информатизация системы дошкольного образования (включение в единое информационное пространство).
Муниципальный уровень.
Структурные единицы: районный (городской) методический кабинет (центр) или методический отдел как структурное подразделение органа управления образования. Учредителем муниципальной методической службы является администрация муниципального образования.
Приоритетные направления деятельности: информационная; организационно-методическая, консультационная (в ряде случаев – образовательная), информатизация системы дошкольного образования (включение в единое информационное пространство).
Уровень образовательного учреждения.
Структурные единицы: постоянные и временные методические объединения, советы, проблемные, целевые, проектные группы, содружества педагогов и родителей, социальное и культурное партнерство и др.
Приоритетные направления деятельности: аналитическая; информационная; организационно-методическая, консультационная.


Модель методической службы, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Федеральный уровень
Органы законодательной и исполнительной власти (комитеты по образованию Гос.Думы и СФ, структурные подразделения МОиН РФ
 
Учреждения высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов)
 
Другие научные организации, в частности, медицинского профиля
 
Общественные советы (Общественный совет по дошкольному образования при Гос.Думе РФ)
 
Учредитель – Министерство образования и науки РФ
 


Региональный уровень

Федеральный научно-методический Центр
 
Структурные подразделения органов управления образования субъектов Федерации
 
Учреждения высшего и среднего специального педагогического образования
 
Учредитель – орган управления образования субъекта Федерации
 


Муниципальный уровень
Учредитель – администрация муниципального образования
 
Учреждения культуры, науки, физкультуры и спорта, СМИ, общественные организации
 
Учреждения высшего профессионального и среднего специального образования
 
Учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) региона
 
Аттестационные службы
 
 







Образовательное учреждение

Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
 
Социальные партнеры (школы, учреждения культуры, науки, медицины, спорта и др.)
 
Воспитатели
 
Муниципальная (районная) методическая служба
 
Гибкие и подвижные формы работы: творческие, проектные, целевые группы, наставничество, педагогические советы, семейные клубы, общества любителей чтения и др.; дистантные формы (сайты образовательных учреждений, тематические интернет – форумы, консультации по электронной почте и др.).
 
 










Обоснование специфики работы методической службы в различных организационных моделях дошкольного образования


Особую проблему с точки зрения организации методического сопровождения основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют новые организационные формы образования детей дошкольного возраста. Их можно условно разделить на два типа, исходя из основной структурной единицы современного дошкольного образования группы детей дошкольного возраста:
Первый тип - группы детей дошкольного возраста, создаваемые как структурные подразделения традиционных дошкольных образовательных учреждений (лекотека, центр игровой поддержки ребенка, семейный детский сад, группы кратковременного пребывания различной направленности и др.);
Второй тип - группы детей дошкольного возраста, создаваемые в учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (общеобразовательные школы и центры образования, учреждения дополнительного образования, учреждения культуры и др.).
Для первого типа групп можно использовать существующую методическую службу всех уровней (дошкольного образовательного учреждения, муниципального, регионального, федерального) с точки зрения форм взаимодействия с этими группами. Проблемой здесь является содержание образовательного процесса и пути реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом особенностей детей, посещающих эти группы, режима их работы.
Для второго типа групп на сегодняшний день не отработана система сопровождения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на организационно-методическом и содержательно-методическом уровнях; а также на уровне внутриведомственной и межведомственной координации. Часто она выстраивается на основе инициатив самих учреждений и муниципальных методических служб, не унифицирована.
Особую группу представляют собой негосударственные образовательные учреждения, индивидуальное предпринимательство. Очевидно, что методическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в этих учреждениях должно осуществляться на договорной основе (на муниципальном уровне, и на уровне региональной системы повышения квалификации), в том числе в рамках муниципального заказа, иметь необходимую типовую регламентацию.



Модели соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах дошкольного образования: варианты.


1 модель – только обязательная часть (группы общеразвивающей направленности без приоритетных направлений деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования):
Детский сад
Детский сад для детей раннего возраста
Детский сад комбинированного вида
Детский сад семейного вида
Начальная школа-детский сад
Группы общеразвивающей направленности семейного вида в учреждениях: Детский сад, Детский сад для детей раннего возраста, Детский сад для детей предшкольного возраста, Детский сад комбинированного вида,Детский сад общеразв. вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей, центр развития ребенка-детский сад
Группы во всех видах общеобразовательных учреждений в соответствии с направленностью групп
Гувернерство
Мини-детский сад
Центр дошкольного образования в соответствии с направленностью групп
2-я модель – обязательная часть +  часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности  по одному или нескольким направлениям развития детей, таким, как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое (группы общеразвивающей направленности с приоритетными направлениями деятельности во всех типах и видах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования):
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей
Центр развития ребенка - детский сад
Прогимназия с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся
Группы во всех видах общеобразовательных учреждений в соответствии с направленностью групп
Центр дошкольного образования в соответствии с направленностью групп
3-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности  по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет в дошкольных образовательных учреждениях для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста, образовательных учреждениях других типов и видов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования):
Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста
Группы во всех видах общеобразовательных учреждений в соответствии с направленностью групп
Центр дошкольного образования в соответствии с направленностью групп
4-я модель – обязательная часть + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности  по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур (группы оздоровительной направленности во всех типах образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования):
Детский сад присмотра и оздоровления
Детский сад комбинированного вида
Группы во всех видах общеобразовательных учреждений в соответствии с направленностью групп
Центр дошкольного образования в соответствии с направленностью групп
5-я модель – только обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии  (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования):
Детский сад компенсирующего вида
Детский сад комбинированного вида
Начальная школа - детский сад компенсирующего вида с осуществлением  квалифицированной коррекции ограниченных возможностей здоровья воспитанников и обучающихся
Группы во всех видах общеобразовательных учреждений в соответствии с направленностью групп
Центр дошкольного образования в соответствии с направленностью групп
6-я модель -  обязательная часть для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности  по одному или нескольким направлениям развития детей, таким как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, а также по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях (группы компенсирующей и комбинированной направленности в образовательных учреждениях всех типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования):
Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста
Группы во всех видах общеобразовательных учреждений в соответствии с направленностью групп
Центр дошкольного образования в соответствии с направленностью групп.

Деятельность методической службы образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования


Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно-образовательный процесс в изменяющихся условиях.
В разных регионах России образовательные учреждения, обеспечивающие развитие, воспитание и образование маленьких детей испытывают ряд кадровых проблем. Некоторые из них обозначены в обосновании Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.. В частности, отмечается дефицит квалифицированных кадров, слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам общества, отстающая от реальных потребностей отрасли система переподготовки и повышения квалификации, которая тормозит развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий.
Это в полной мере относится и к дошкольному образовательному учреждению, основной структурной единицей которого является группа детей дошкольного возраста, а основой педагогического персонала являются воспитатели. Именно от воспитателей в значительной мере зависит, насколько те новации, которые вносятся в содержание, организацию и технологии воспитательно-образовательного процесса будут осознаны и внедрены в практику работы с детьми, включены в повседневную деятельность дошкольных групп других типов образовательных учреждений, поддержаны родителями (законными представителями) воспитанников. Знания и навыки, которые педагоги получили за время обучения в средних или высших учебных заведениях (к сожалению, не всегда в соответствии с дошкольным профилем), вовсе не гарантируют успешной работы на всю оставшуюся жизнь. И даже периодическое плановое повышение квалификации, как отмечают исследователи, не является решением проблемы.
В последние годы, особое значение приобретает проблема развития непрерывного образования, которое рассматривает процесс обучения как постоянный континуум «от колыбели до смерти»  и основывается на девизе Европейской ассоциации образования взрослых: «Учиться никогда не поздно». Использующийся в этом контексте термин «образование длиною в жизнь» выделяет временной фактор непрерывного образования, а недавно появившийся термин «образование шириною в жизнь» фиксирует не только постоянство процесса обучения, но и разнообразие его форм - формальное, неформальное и информальное. Формальное образование получается в образовательных учреждениях и удостоверяется выдачей общепризнанного диплома или аттестата; неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходит в образовательных учреждениях или общественных организациях, на рабочем месте или в клубе по интересам; информальное образование - индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь, не обязательно носящая целенаправленный характер. Развитие информационного общества заставляет активнее использовать две последние категории.
В сфере дошкольного образования условия для непрерывного образования педагогов создаются в рамках методической работы. Традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня педагога посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства воспитателей рассматривается не только как процесс накопления знаний, а как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий. Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного педагога. В связи с этим изменяются подходы к организации методической работы, приоритет отдается активным  формам и методам освоения  новых знаний и умений.
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении является важной составляющей управленческой деятельности руководителя. При этом важно рассматривать ее как систему. С одной стороны, закрытую, относительно предмета своей деятельности, с другой стороны, открытую, входящую в общую систему управления и подверженную влиянию извне.
Методическая работа при системном рассмотрении предполагает изучение целей, задач, основных направлений и содержания деятельности педагогов, методов и форм работы с детьми, прогнозируемых результатов и средств их достижения. (Кульневич С.В.).
Во многом методические функции определяются особенностями образовательной парадигмы, в рамках которой действует образовательное учреждение, а также ролью педагога в педагогическом процессе. В гуманистических образовательных системах, к которым относятся современные дошкольные образовательные учреждения, методическая работа направлена, в первую очередь, на развитие и саморазвитие индивидуальной творческой деятельности педагога, на социальную защиту воспитателей через оказание систематической адресной помощи с учетом их потребностей и индивидуальных качеств.
Таким образом, методическая работа – это часть системы непрерывного образования, основанная на достижениях науки, передового педагогического опыта и конкретном анализе затруднений воспитателей система взаимосвязанных мер, направленных на развитие профессиональных компетенций и мастерства  педагогов, творческого потенциала педагогического коллектива, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми  дошкольного возраста.
При выстраивании системы методической работы необходимо включать ее в систему непрерывного образования в следующих направлениях:
1. По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является – формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Поэтому методическая работа в детском саду должна быть нацелена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности, развитие педагогической техники, исполнительского искусства.
2. По отношению к педагогическому коллективу детского сада - методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на выработку педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
3. Методическая работа в детском саду строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление направлений развития образовательной политики, внедрение достижений науки и передовой практики.
В каждом детском саду выстраивается система повышения квалификации педагогов через все групповые и индивидуальные формы методической работы на основе дифференцированного подхода.
Среди критериев результативности методической работы можно выделить качество воспитательно-образовательной работы, рост профессионализма и квалификации педагогов, рациональные затраты времени, рост творческой активности, удовлетворенность воспитателя своим трудом.
Руководство всей работой, в том числе и методической, осуществляет заведующий или руководитель образовательного учреждения, в состав которого входят группы (группа) для детей дошкольного возраста. Непосредственным организатором методической работы является старший воспитатель (заместитель руководителя), должностные обязанности которого связаны с выполнением функций по руководству работой воспитателей.
Организатор методической службы участвует в:
— подборе кандидатов на должности воспитателей, их помощников, специалистов;
— создании благоприятного морально-психологического климата в коллективе, системы морального и материального поощрения сотрудников;
— формулировке социального заказа своему образовательному учреждению, выработке концепции его развития;
— стратегическом планировании, разработке и внедрении программ развития и планов работы;
— создании имиджа образовательного учреждения среди населения;
— разработке образовательной программы;
— организации воспитательно-образовательной работы с детьми;
— развитии, эффективном использовании интеллектуального потенциала учреждения;
— развитии сотрудничества с другими детскими садами, школами, детскими центрами, музеями и т.п.
Кроме этого, организатор методической службы планирует учебно-воспитательную, методическую работу с учетом профессиональных навыков, опыта воспитателей и с целью создания оптимальной модели учебно-воспитательного процесса, предусматривая:
— предложения в годовой план работы;
— повышение квалификации педагогов;
— помощь педагогам в самообразовании;
— аттестацию педагогов;
— планирование образовательного процесса в группах детей;
— методическую помощь педагогам в осуществлении педагогического процесса;
— обмен опытом работы сотрудников образовательного учреждения;
— ознакомление педагогов с достижениями педагогической теории и практики;
— развитие преемственности дошкольного и школьного образования;
— совершенствование взаимодействия с родителями;
— комплектование групп учебными пособиями, играми, игрушками;
— постоянный анализ состояния учебно-методической и воспитательной работы и принятие на его основе конкретных мер повышения эффективности методической работы.
Организует учебно-воспитательную, методическую работу:
— участвует в подготовке и  проведении заседаний педагогического совета;
— проводит для воспитателей коллективные просмотры передового опыта, семинары, индивидуальные и групповые консультации, выставки, конкурсы;
— организует работу творческих групп;
— своевременно приобретает оборудование, необходимое для учебно-воспитательной, методической работы;
— ведет картотеку издаваемой и представленной в методкабинете учебно-педагогической и методической литературы;
— комплектует, рекламирует среди воспитателей библиотеку учебно-методической и детской литературы, пособий и т.п.;
— организует работу воспитателей по изготовлению пособий, дидактических материалов;
— проводит совместные мероприятия со школой;
— готовит для родителей стенды, папки-передвижки об опыте семейного воспитания;
— своевременно оформляет педагогическую документацию;
— формирует и обобщает лучший опыт работы педагогов по разным проблемам и направлениям.
Осуществляет контроль за работой воспитателей:
— систематически проверяет планы учебно-воспитательной работы;
— по графику посещает различные отрезки педагогического процесса в группах;
— следит за выполнением годового плана работы, решений, принятых на заседаниях педсовета.
Организует взаимодействие в работе всех участников педпроцесса.
Регулярно проводит диагностику развития детей, оценивает готовность детей к школьному обучению.
Помогает педагогам в самообразовании.
Осуществляет взаимосвязь в работе детского сада, семьи, школы.
Профессиональная компетентность организатора методической работы складывается из нескольких компонентов, в том числе:
— наличия методологической культуры, концептуального мышления, умения моделировать педагогический процесс и прогнозировать результаты собственной деятельности;
— наличия высокого уровня общей коммуникативной культуры, опыта организации общения с воспитателями, осуществляемой в режиме диалога;
— готовности к совместному со всеми участниками педагогического процесса овладению социальным опытом;
— стремления к формированию и развитию личных креативных качеств, которые дают возможность генерации уникальных педагогических идей;
— освоения культуры получения, отбора, воспроизведения, обработки информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;
— наличия опыта системного изучения и исследования педагогической деятельности воспитателей и собственной профессионально-педагогической деятельности.
Выделение в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования основных направлений развития детей (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое) требует наличия специалистов, способных оказать помощь воспитателям и родителям в их реализации с учетом возраста, индивидуальных особенностей ребенка, обеспечивая комплексный подход к освоению образовательных областей, доступных дошкольнику. В должностные обязанности таких специалистов (музыкальный руководитель, педагог по физической культуре и др.) включены методические функции по отдельным направлениям. В образовательных учреждениях других типов, имеющих дошкольные группы, эти обязанности могут быть включены в должностные инструкции завуча начальной школы, учителей музыки, физкультуры, учителя-логопеда и т.д. В этом случае учителя должны пройти соответствующую профилю работы дополнительную подготовку в области дошкольного образования.
Организатор методической работы и соответствующие специалисты, осуществляющие функции, связанные с методической работой, объединяются в методическую службу образовательного учреждения. Методическая служба - подразделение образовательного учреждения, обеспечивающее комплекс условий, способствующих развитию профессиональной компетентности педагогов в реализации  основной общеобразовательной программы дошкольного образования на уровне современных требований.
Целью методической службы является  создание в образовательном учреждении организационно-педагогических условий для выполнения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, осуществления непрерывного образования педагогов, развития их творческого потенциала.
Основные задачи методической службы:
- оказание методической поддержки и необходимой помощи участникам педагогического процесса (педагогам, родителям (законным представителям) воспитанников и др.) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
- выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта;
- обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития воспитанников;
-  определение содержания предметно-развивающей среды и учебно-методического оснащения основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- организация педагогического мониторинга.
Непосредственное взаимодействие методическая служба осуществляет с психологической, медицинской службами, другими подразделениями, органами самоуправления образовательного учреждения. Методическая служба учреждения работает в тесной взаимосвязи с муниципальной методической службой, образовательными учреждениями дополнительного педагогического образования (повышения квалификации), средними и высшими профессиональными образовательными учреждениями, другими организациями, деятельность которых связана с разнообразными проблемами дошкольного детства, с учреждениями культуры и спорта, разнообразными общественными проектами. При планировании деятельности методической службы необходимо соблюдать принцип интеграции, избегать дублирования видов деятельности, осуществляемых другими подразделениями, органами самоуправления (например, педагогическим советом и т.п.).
В условиях видового разнообразия дошкольных образовательных учреждений, состав методической службы определяется в зависимости от наличия в штатном расписании тех или иных должностей работников, в обязанности которых входят методические функции. При организации деятельности дошкольных групп в составе образовательных учреждений разных типов структура методической службы может  объединять работников нескольких учреждений или функции методической службы образовательного учреждения могут полностью делегироваться методической службе муниципалитета.
Организационная структура методической службы может быть линейной, линейно-функциональной, матричной. Для линейной структуры характерно наличие двух или более иерархических уровней управления, на каждом из которых руководителю подчиняется группа сотрудников. Отношения между руководителем и подчиненными строятся по принципу единоначалия. Руководители наделяются полномочиями решать любые вопросы, возникающие в деятельности подчиненной ему группы. В линейно-функциональной организационной структуре управления наряду с иерархией линейного руководства существуют функциональные подразделения, которые специализируются на выполнении определенных видов управленческих действий и которые могут принимать решения относительно ограниченного круга специальных вопросов. Организационная структура матричного типа может возникать при одновременной реализации многих проектов. Один и тот же сотрудник может одновременно входить в разные проектные, творческие группы и подчиняться нескольким руководителям проектов,  не имеющих административных полномочий. Создание матричной структуры позволяет существенно повысить гибкость управления. Структуры этого типа предъявляют высокие требования к профессионализму руководителя и зрелости коллектива.
От типа организационной структуры методической службы зависит ее эффективность.
Выделяются два основных блока работы методической службы:
- деятельность по управлению педагогическим процессом (обеспечение и контроль выполнения образовательной программы, организация работы педагогов, оказание методической помощи);
- методическое обеспечение педагогического процесса.
Первое направление связано с реализацией основных функций управления.

Таблица 1.
Содержание деятельности методической службы по управлению педагогическим процессом
Содержание деятельности
Организация системы сбора, обработки, анализа, доведения до сведения педагогов информации (внешней и внутренней), необходимой для организации педагогического процесса; формирование банка данных о развитии профессиональных компетенций педагогов, передовом педагогическом опыте, новых педагогических технологиях, ходе реализации образовательной программы  и т.д.
Участие в определении перспективных и текущих целей, задач, на диагностической основе уточнение направлений методической работы, использование дифференцированного подхода в работе с педагогами, обеспечение условий для ознакомления с передовым педагогическим опытом, проявления инициативы и творчества.
Прогнозирование развития педагогического процесса, предметно-развивающей среды, педагогического коллектива, помощь в выстраивании индивидуальной образовательной траектории педагогов. Участие в разработке программы развития ДОУ,  создании образовательной программы, годового плана, перспективного и текущего плана повышения квалификации педагогов.
Обеспечение условий для выполнения образовательной программы, годового плана, программы развития ДОУ. Участие в расстановке педагогических кадров, в разработке должностных инструкций. Организация форм методической работы, взаимодействия всех участников педагогического процесса, временных творческих коллективов. Подготовка и организация аттестации педагогов. Подготовка вопросов для обсуждения на педагогическом совете, создание условий для выполнения его решений. Установление связей и сотрудничества с муниципальной методической службой,  другими социальными институтами.
Организация педагогической диагностики участников педпроцесса, педагогический мониторинг, контроль реализации образовательной программы, экспертная оценка качества воспитательно-образовательной работы, состояния предметно-развивающей среды.
Обеспечение оперативной помощи педагогам, инструктирование, консультирование. Внесение коррекции в образовательную программу, ход педагогического процесса, расстановку педагогических кадров и т.д.
Создание условий для открытости содержания работы образовательного учреждения для социума (через Интернет, кабельное телевидение, местную периодическую печать и др.)

Второй блок предполагает конкретную деятельность, обеспечивающую условия для реализации педагогического процесса на качественном уровне, выполнения образовательной программы дошкольного образования совместными усилиями всех участников педагогического процесса.
Таблица 2.
Деятельность методической службы по методическому обеспечению педагогического процесса
Повышение квалификации педагогов
Работа методического кабинета
Работа с педагогическим опытом
Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников
Преемственность в работе воспитателей и учителей начальной школы
Направление педагогов на  повышение квалификации в различных формах.
Создание условий и контроль успеваемости педагогов, обучающихся на курсах, семинарах, в  колледжах, вузах.
Организация и контроль самообразования воспитателей.
Организация работы с молодыми специалистами, воспитателями, не имеющими профильного образования.
Изучение знаний воспитателями содержания образовательной программы, владение  технологиями ее реализации.
Изучение представлений педагогов о состоянии и перспективных направлениях развития системы дошкольного образования, новинках методической литературы и др.

Установление связи с методическими службами на муниципальном, региональном уровнях.
Организация сотрудничества с другими социальными институтами.
Анализ состояния и результативности методической работы, определение ее цели, задач, форм, содержания.
Совместно с председателем педагогического совета планирование, подготовка и организация его работы, проверка эффективности принятых решений.
Планирование, подготовка и проведение педагогических чтений, конференций.
Оснащение, оформление методического кабинета.
Подбор, экспертиза и организация приобретения литературы и методических материалов. Приобретение, систематизация и обработка дидактических средств для работы с детьми.
Обобщение материалов из опыта работы воспитателей.
Организация постоянных и временных выставок для педагогов, родителей, населения.
Определение направлений работы с педагогическим опытом, обоснование ее цели, содержания, форм и методов ее осуществления, оценка результативности.
Организация разработки и использования инновационных дидактических и методических материалов.
Планирование и проведение открытых просмотров работы педагогов.
Оказание помощи воспитателям в работе по изучению, обобщению, презентации передового опыта, оформлении конспектов, дневниковых записей, докладов, статей.
Подготовка воспитателей к выступлениям.
Оформление наглядного материала, отражающего результаты опытной педагогической работы, внедрения инноваций.
Оказание помощи воспитателям в планировании и проведении работы с родителями.
Консультирование воспитателей при подготовке к групповым родительским собраниям.
Организация родительских конференций, семинаров, различных совместных мероприятий образовательного учреждения и семей и др.
Организация работы по подбору  материалов к тематическим выставкам, газетам для родителей.
Организация дней открытых дверей.
Организация консультативной и методической помощи родителям, дети которых не посещают дошкольные образовательные учреждения.

Организация и проведение совместных методических объединений.
Организация взаимопосещений воспитателей и учителей.
Анализ готовности детей к школьному обучению.
Организация участия учителей в заседаниях педагогического совета, родительских собраниях.
Организация совместных мероприятий детского сада и школы.
Организация консультативной и методической помощи родителям по проблеме подготовки детей к обучению в школе.
Организация групп предшкольной подготовки для  детей, не посещающих детский сад.
Как у любого подразделения, деятельность методической службы регулируется соответствующими документами, имеющими характер локальных нормативных актов, создаваемых на основе существующей нормативно-правовой базы.
В современных условиях назревшей необходимостью является разработка Типовых рекомендаций об организации и содержании деятельности методической службы образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Необходим организационный документ, устанавливающий порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы методической службы образовательных учреждений различных типов и видов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В нем должны быть представлены разделы: общая часть (общие положения); цель, задачи, содержание и организация деятельности; права и ответственность; взаимосвязи с другими подразделениями, организациями;  делопроизводство (документация).
В разделе «Общая часть (общие положения)» должно быть определено место методической службы в системе функционирования образовательного учреждения, указано, кем она возглавляется и кому подчиняется, кто входит в ее состав, определены ее полномочия, степень самостоятельности и др.
Раздел «Основные задачи» определяет цель и задачи деятельности  методической службы. В разделе «Функции и содержание деятельности» содержится перечень функций, с конкретизацией работ в зависимости от специфики образовательной деятельности учреждения. В разделе «Права и ответственность» определяются права методической службы и ответственность за качественное выполнение поставленных задач. Раздел «Организация деятельности» определяет порядок создания, реорганизации и ликвидации службы, ее отчетность, регламентацию создания и работы временных творческих коллективов, рабочих групп и другие вопросы. В разделе «Взаимосвязи с другими подразделениями, организациями» устанавливаются взаимосвязи методической службы с другими подразделениями образовательного учреждения (психологической, медицинской службами и др.), органами самоуправления, а также сторонними организациями, учреждениями  и т.д., сотрудничество с которыми помогает решать поставленные задачи. В разделе «Документация» фиксируется документация, ведение которой возложено на методическую службу.
К рекомендуемой документации методической службы можно отнести:
1. Локальный акт, созданный на основе Типовых рекомендаций об организации и содержании деятельности методической службы образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Циклограмма работы педагогов, отражающая осуществление ими методических функций.
2. Банк данных о педагогических работниках.
3. Годовой план работы. Тематический план методических мероприятий на месяц. Тетрадь посещений групп. Справки тематического контроля. Перспективный план повышения квалификации и аттестации педагогов.
4. Результаты педагогических мониторингов.
5. Журнал учета индивидуальных и групповых консультаций и выдачи методической литературы и пособий..
6. Протоколы методических мероприятий.
Основное содержание работы методической службы связано с организацией разнообразных форм методической работы с воспитателями и оказанием консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Методическая работа основывается на основных методологических подходах к управлению: системном, функциональном, ситуационном, исследовательском, дифференцированном и др.
Системный подход предполагает взаимосвязь отдельных форм методической работы между собой, поступательность движения в формировании профессиональных знаний, умений, навыков педагогов, опору на предшествующий опыт. Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, необходимо учитывать их оптимальное сочетание между собой. Структура методической работы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется  конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе, что лежит в основе ситуационного подхода. Функциональный (процессный) подход определяет, что организация методической работы строится на основе управленческого цикла: ее цель определяется на основе сбора информации (педагогический анализ), формы, методы, средства  обучения отвечают потребностям  и особенностям всей системы, а также субъектов обучения, необходимым условием является результативность работы, контроль достижения поставленной цели, педагогический анализ и постановка новой цели. Дифференцированный подход предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на группы педагогов, которые выделяются руководителем по сходным индивидуальным, личностным качествам. Исследовательский предусматривает построение методической работы на диагностической основе, следуя логике построения исследовательской деятельности (констатация, формирование, обсуждение результата).
Существуют  две взаимосвязанные группы форм методической работы: групповые формы (семинары, семинары-практикумы, консультации, коллективные просмотры педагогического процесса, методические выставки, деловые игры и т.д.) и индивидуальные формы. В рамках различных форм находят применение многообразные методы работы с кадрами. Под формой принято понимать устройство, структуру, систему организации чего-либо, а под методом – способ познания, достижения цели, осуществления чего-либо.
Педагогический совет  является постоянно действующим органом самоуправления, выразителем коллективной педагогической мысли, своеобразной школой мастерства и трибуной педагогического опыта. Главными задачами педсовета являются: объединение усилий педагогов в целях улучшения воспитания и обучения детей; внедрения в практику конкретного дошкольного образовательного учреждения достижений педагогической науки и передового опыта; сплочение коллектива; разъяснение каждому педагогу его роли и места в структуре деятельности педагогического коллектива. Участие в педагогическом совете способствует развитию творческой активности каждого его участника, помогает в решении задач, стоящих перед образовательным учреждением в целом и перед каждым воспитателем в отдельности. Тематика педагогических советов определена в годовом плане дошкольного учреждения, однако, подготовка к проведению педсовета предполагает расширение, уточнение повестки в соответствии с требованиями текущего момента. В связи с этим возрастает роль методической службы в разработке плана педсовета,  подготовке вопросов, выносимых на обсуждение, сценария проведения заседания, разработке проектов решений.  Распределение тем основных докладов, содокладов, сообщений, отчетов воспитателей на педагогических советах проводится и планируется до начала учебного года с тем, чтобы воспитатели смогли заранее подобрать, изучить необходимую литературу, преломить полученные знания.
Семинары - это групповые занятия педагогов по определенному плану под руководством опытных педагогов, специалистов, проводимые с целью глубокого и всестороннего изучения той или иной проблемы. Тематика семинаров определяется потребностью педагогов в повышении теоретического уровня по какому-либо конкретному вопросу, а также связана с задачами годового плана, с целями программы развития образовательного учреждения. Проведение семинаров особенно необходимо в коллективах, состоящих из преобладающего большинства начинающих педагогов, а также в случаях серьезных затруднений воспитателей в реализации какой-либо конкретной программной задачи. На семинаре наряду с  общетеоретическими могут рассматриваться и практические вопросы, целесообразно обсуждать опыт работы участвующих в нем воспитателей. Руководителем семинара может быть заведующий или старший воспитатель, приглашенные специалисты. Важно продумать способы включения всех участников семинара в обсуждаемые темы.
Используются также семинары-практикумы, цель которых – научить воспитателей определенным практическим умениям. В совершенствовании практических умений и навыков педагогов эта форма работы наиболее эффективна, так как здесь рассматриваются важнейшие вопросы конкретной работы с детьми: разработка системы занятий по осуществлению определенной программной задачи; отбор системы дидактических игр, изготовление их, разработка их вариантов и правил; изготовление наглядных пособий; использование наиболее эффективных приемов и методов работы по реализации конкретных программных задач (обучение измерительной деятельности, обучение решению задач, обучение порядковому счету и т. п.). Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана. Руководителями этой формы методической работы могут быть люди, хорошо владеющие необходимыми навыками (педагог по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог, хорошо работающий по развитию художественной деятельности детей и т.д.). В семинары-практикумы включаются практические задания:  воспитатели могут показать в действии приемы и методы работы, которые затем обсуждаются и анализируются. Эта форма методической работы предполагает также и отработку тех или иных методов работы без участия детей («ролевые игры»).
Коллективные просмотры педагогического процесса организуются с целью изучения наиболее эффективных приемов и методов работы лучших педагогов. Тематика и содержание коллективных просмотров непосредственно образовательной деятельности; образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей определяются вопросами, выносимыми на обсуждение педагогического совета или в связи с изучением и внедрением передового педагогического опыта. Но вместе с тем они не должны нарушать систему работы по выполнению определенных программных задач. Эффективным может быть использование видеозаписи педагогического процесса. Это особенно важно для начинающих педагогов, испытывающих определенные трудности. Такие просмотры помогают проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать соучастником творческого педагогического процесса.
Из разнообразных форм методической работы особенно важна такая форма, как консультирование педагогов. Консультации могут проводиться по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики и методик, по заявкам воспитателей и т.д. Коллективные консультации для воспитателей проводятся с целью обогащения их теоретическими знаниями и практическими умениями. Тематика групповых консультаций обусловлена фактическим уровнем профессиональных знаний и умений педагогов. Наиболее эффективным при организации этой формы методической работы является дифференцированный подход, учитывающий разный уровень подготовки, опыта воспитателей. К индивидуальным формам методической работы относятся индивидуальные консультации, деловая беседа, самообразование, взаимопосещение, наставничество и т.д. Эти формы обеспечивают адресную поддержку каждому педагогу, способствуют выстраиванию индивидуальной стратегии развития профессиональных компетенций педагогов.
В современных условиях появился широкий спектр активных форм методической работы: мастер-классы, деловые игры, тренинги, ярмарки, фестивали и др., направленные не только на повышение профессионального мастерства педагогов, но и на их эмоциональную поддержку, развитие мотивации.
Деловая игра – это моделирование реальной деятельности специалистов в тех или иных условиях. Она является сильным средством формирования личности профессионала. Проведение деловой игры — процесс творческий, требующий серьезной подготовки ее организаторов и участников. Она строится на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, соревновательности, максимальной занятости и неограниченной перспективы творческой деятельности каждого в рамках деловой игры. Последовательность действий участников задается таким образом, чтобы у каждого игрока была возможность проявления инициативы, выбора альтернативы и принятия решения, «свободного» творчества.
Особое значение в настоящее время приобретают дистантные формы методической работы, связанные с использование электронных ресурсов (сайты образовательных учреждений, тематические интернет – форумы, консультации по электронной почте, составление рекомендательных списков образовательных Интернет-ресурсов).
Эффективность каждой формы методической работы можно определить по тому, помогает ли она быстро и своевременно вносить изменения в учебно-воспитательный процесс.
Ведущая роль в оказании действенной помощи воспитателям, в организации педагогического процесса, в работе с родителями, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования принадлежит методическому кабинету.
Методический кабинет - как форма методической работы - должен стать центром, обеспечивающим воспитателей дошкольного учреждения необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой, пособиями и др.
Материал методического кабинета можно разделить на несколько разделов:
- нормативные и инструктивные материалы;
- методическая и справочная литература;
- детская художественная и познавательная литература;
- методические материалы, рекомендации;
- дидактический, наглядный (демонстрационный и раздаточный) материал, в том числе, на электронных носителях;
- технические средства обучения;
- компьютерная и оргтехника, мультимедийное оборудование и программное обеспечение.
К числу методических материалов следует отнести рекомендации по методике проведения занятий; примерные конспекты, сценарии; перспективные планы, отражающие систему работы по реализации программного материала по конкретным темам; обобщенный опыт работы педагогов и др. На весь имеющейся в кабинете материал составляются каталоги, аннотации, рекомендации по использованию.  В методкабинете организуются постоянные и эпизодические выставки. Источником пополнения методкабинета являются материалы, создающиеся в процессе проведения различных  форм методической работы.
Постоянное отслеживание результатов методической работы, профессионального роста педагогов является  одной из задач педагогического мониторинга. Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за её состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы. Цель мониторинга – оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в конкретной области. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

Специфика работы методической службы образовательного учреждения с учетом различных моделей соотношения частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Представленные выше направления, содержание и формы работы методической службы характерны для первой модели соотношения частей программы, в которой представлена только обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Особенности работы методической службы с учетом второй модели, в которой сочетается обязательная часть программы + часть, формируемая участниками образовательного процесса с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таких как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, связаны со спецификой реализации приоритетных направлений. Содержание вариативной части программы оказывает влияние на штатное расписание, в частности на включение в штаты педагогов, реализующих конкретное направление (например, педагог по развитию и коррекции детской речи, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования, библиотекарь и т.д. при реализации познавательно-речевого направления) и  выполняющих методические функции. Увеличение числа таких специалистов может повлиять на структуру методической службы. Для данной модели предпочтительно выстраивание линейно-функциональной или смешанной (линейно-функциональной и матричной) структуры. Содержание деятельности методической службы, ее задачи должны быть уточнены и дополнены в соответствии с реализацией приоритетных направлений. Необходимо уточнить направления взаимодействия и сотрудничества методической службы с другими социальными институтами в соответствии с заявленным приоритетом.
В третьей модели, представленной обязательной частью программы + частью, формируемой участниками образовательного процесса с приоритетным осуществлением деятельности  по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях необходимо предусмотреть тесное взаимодействие дошкольных учреждений (групп) с начальной школой. Так как данная модель может быть реализована во всех видах общеобразовательных школ, то в состав методической службы могут войти учителя и (или) завуч начальной школы, прошедшие повышение квалификации, переподготовку в сфере дошкольного образования. Возможно включение дошкольной методической группы в методическую службу общеобразовательной школы, а также другие варианты. При этом необходимо наладить взаимодействие с другими общеобразовательными учреждениями, имеющими дошкольные группы, дошкольными учреждениями для  организации коллективных просмотров педагогического процесса, взаимопосещений, совместных семинаров и других форм методической работы. Возможно создание гибкой открытой структуры методической службы на базе нескольких учреждений, работающих с группами детей дошкольного возраста в направлении обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.
Для данной модели предпочтительно выстраивание матричной организационной структуры, предусматривающей временные объединения (рабочие группы, творческие коллективы, консилиумы и др.) для решения стоящих перед дошкольными группами (группой) задач. Содержание деятельности методической службы, ее задачи должны быть уточнены и дополнены в соответствии с реализацией приоритетных направлений.
Четвертая модель - обязательная часть программы + часть, формируемая участниками образовательного процесса, с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур. Для данной модели существенным является взаимодействие с медицинским персоналом, который берет на себя часть методических функций (консультирование, участие в педагогических советах, проведение практикумов и мастер-классов, работа с родителями и др.). В состав методической службы могут быть включены специалисты (специалист по лечебной физкультуре, инструктор по физкультуре и др.), деятельность которых связана как с образовательной деятельностью, так и лечебными, профилактическими мероприятиями. Организационная структура методической службы может быть представлена одной из трех обозначенных выше моделей или их сочетанием (линейная, линейно-функциональная, матричная структуры). Содержание деятельности методической службы, ее задачи должны быть уточнены и дополнены в соответствии с реализацией приоритетных направлений. Необходимо налаживание взаимодействия и сотрудничества методической службы с различными медицинскими учреждениями (диспансерами, центрами здоровья и др.), социальными службами и т.д.
Пятая модель - только обязательная часть программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии. Для методической службы, работающей с данной моделью, характерно наличие достаточно четко выделенных функциональных подразделений, связанных с организацией педагогического процесса, медицинской работой, психологической службой и коррекционно-развивающей деятельностью. В этом случае, оптимальным является сочетание линейно-функциональной и матричной организационных структур с установлением вертикальных и горизонтальных связей между представителями разных служб и наличие временных объединений сотрудников для решения поставленных задач. Содержание деятельности методической службы, ее задачи должны быть уточнены и дополнены в соответствии с реализацией приоритетных направлений и устремлены на координацию усилий функциональных подразделений для выполнения основной образовательной программы дошкольного образования (конкретизированной в Примерной программе коррекционной направленности). Необходимо налаживание взаимодействия и сотрудничества методической службы с различными медицинскими учреждениями (диспансерами, центрами здоровья и др.), социальными службами, общественными объединениями, организациями, занимающимися решением проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья  и т.д.
Шестая модель - обязательная часть программы для детей с ограниченными возможностями здоровья с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии + часть, формируемая участниками образовательного процесса с приоритетным осуществлением деятельности по одному или нескольким направлениям развития детей, таким как физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, а также по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях. Для данной модели методической службы характерно наличие достаточно четко выделенных функциональных подразделений, связанных с организацией педагогического процесса, медицинской работой, психологической службой и коррекционно-развивающей деятельностью. При этом наличествуют и педагоги, обеспечивающие приоритетное направление (направления) воспитания и обучения детей. В этом случае, также оптимальным является сочетание линейно-функциональной и матричной организационных структур с установлением вертикальных и горизонтальных связей между представителями разных служб и наличие временных объединений сотрудников для решения поставленных задач. Содержание деятельности методической службы, ее задачи должны быть уточнены и дополнены в соответствии с реализацией приоритетных направлений и устремлены на координацию работы функциональных подразделений, выработку единых принципов воспитания и обучения детей на диагностической основе, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса. Необходимо налаживание сотрудничества методической службы с различными медицинскими учреждениями (диспансерами, центрами здоровья и др.), социальными службами, общественными объединениями, организациями, занимающимися решением проблем лиц с ограниченными возможностями здоровья, тесное взаимодействие с общеобразовательными учреждениями разных типов и видов, в том числе со специальными (коррекционными) и т.д.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.