пятница, 18 сентября 2015 г.

Три фразы, которые не стоит говорить мальчикам


Тренд нашего времени – обвинять мужчин в инфантилизме и утверждать, что сильный пол перестал быть «сильным». Но все мы родом из детства – и где как, не в семье, формируется характер будущего мужчины?
Сформировать «слабака» и «мямлю» можно всего лишь тремя установочными фразами. При этом многие родители, из раза в раз повторяя эти слова, вовсе не задумываются об их глубинном смысле и о том вреде, которые они могут нанести ребенку в будущем. Что же это за фразы?
 «Девочек обижать нельзя»
В этой короткой фразе уже кроется логическая ловушка: значит, девочек обижать нельзя, а всех остальных – можно? Других мальчиков (особенно тех, кто поменьше и послабее), старушек или, допустим, «ничейных» кошек и собачек? А кроме того, как быть с тем, что будущий мужчина должен научиться давать сдачи? И что ему делать с обидчицей, которая изводит, и даже поколачивает его? Все прощать, только потому, что она – девочка?
Во взрослой жизни мальчик, который твердо усвоил, что «девочек обижать нельзя», вряд ли научится добиваться поставленных целей и действовать в собственных интересах. Вместо этого он будет постоянно оглядываться по сторонам: а не задел ли он случайно интересы какой-нибудь женщины? И ведь обиженные непременно найдутся – если только этот мальчик, как известный герой русской сказки, не будет сидеть сиднем на печи всю свою сознательную жизнь.
Вместо этой шаблонной фразы стоит выражаться конкретнее, например, «Нельзя ударить девочку - конечно, если она не бьет тебя».
«Девочкам надо уступать»
 При этом не уточняется, что именно «уступать» – место в общественном транспорте, или вообще все лучшее в жизни, на что ты имеешь полное право? Родители, произнося эту заезженную формулировку, даже не вникают в ее суть. Зато потом, когда их мальчик повзрослеет, сами же назовут его «тюфяком» и неудачником. Например, если он уступит заслуженное повышение по службе своей коллеге лишь на том основании, что она – женщина. А уж что повзрослевший мальчик услышит в таком случае от собственной жены – даже подумать страшно.
Вместо этой шаблонной фразы учите ребенка договариваться с людьми: так, чтобы и эгоистом не оказаться, и соблюсти свои интересы. Причем, со всеми – и с девочками, и с мальчиками. Допустим, ваш мальчик не поделил с другим ребенком модную интерактивную игрушку. Подскажите ему, что он может предложить играть по очереди, и даже уступить свое право быть первым. Но, в таком случае, он будет играть дольше.

«Ты же мальчик, ты должен/не должен»
Список того, что должен или не должен делать ребенок в зависимости от своей гендерной принадлежности, весьма обширен, и может варьироваться в каждой семье. Но есть и общие штампы: например, если ты мальчик, то обязан любить спорт и подвижные игры, ни в коем случае не должен плакать или каким-либо другим образом ярко выражать свои эмоции.
А между тем, каждый человек, пусть и совсем еще маленький – индивидуальность. Но однозначный упор на воспитание «мужской» модели поведения может ограничить эмоциональное и интеллектуальное развитие этой индивидуальности. Например, много ли вы знаете знаменитых ученых, которые в детстве отличались спортивными достижениями? И слышали ли вы про прославленных людей искусства, которые с младенчества были скупы на эмоции?
Вместо набора шаблонных установок, ищите собственную модель: поддерживайте то, что интересно самому мальчику, и может принести ему пользу в дальнейшей жизни. Ваш сын не желает ходить в спортивную секцию, предпочитает вместо этого спокойно посидеть за книжкой? Разрешите ему это. Но договоритесь, что по утрам он непременно будет делать зарядку. У мальчика «глаза на мокром месте»? Скажите ему, что мужчины иногда тоже плачут, и в этом нет ничего постыдного, но делать это лучше без свидетелей.

Сдачи не надо

Одного мальчика мама научила не давать себя в обиду и всегда давать сдачи. Но старших мальчиков, которые отбирали у него игрушки, он боялся. А вот девочку помладше, схватившую его лопатку, сильно толкнул.



Что будет, если давать сдачи
Если взрослый человек собирается давать сдачи, он в большинстве случаев понимает, что бить того, кто слабее, некрасиво, а от того, кто сильнее, можно здорово получить. У маленького ребенка такой логики может просто не быть, поэтому его агрессия может сильно навредить либо ему самому, либо другим детям, послабее. В любом случае он не выигрывает – либо ему плохо («Папа учил бить, если обижают, и вот теперь мне так больно!»), либо его ругают («Я сделал все так, как говорила мама, а она на меня кричит!»). К тому же детей, которые, чуть что бросаются драться, мало кто хочет видеть своими друзьями. Поэтому многие психологи не советуют учить детей давать сдачи – в школе ребенок научится этому сам. Но спросить о том, что ребенку хотелось сделать, когда его обижали, вы не просто можете, но и должны. После этого малышу следует объяснить, что можно было сделать, кроме драки.
Мы пойдем другим путем
На психологических тренингах для взрослых встречается такое упражнение – надо, держа перед собой руку с поднятым большим пальцем, посмотреть в глаза случайно выбранному партнеру и почувствовать, кто из вас морально сильнее. Тот, кто понимает, что проиграл, опускает палец вниз. В некоторых парах это упражнение завершается за секунду – сразу ясно, кто сильный, а кто слабый. В детских коллективах – саду, школе, дворе  – обходятся без упражнений, дразнить начинают того, кто слабее. Случается, что в компании несколько полных ребят, а «жирдяй» только один. Чтобы ребенок пореже попадал в ситуации, когда нужно давать сдачи, его следует научить определенным образом реагировать на ситуацию: не бить в ответ, а вести себя по-другому:
Развивая тело. Виды спорта по-разному влияют на формирование характера: велосипед пробуждает решительность, лыжи – настойчивость, бег – силу воли, а восточные единоборства учат управлять своими эмоциями. Но, в любом случае, занятия спортом у многих детей развивают уверенность в себе, и это чувствуется: сверстники у них чаще что-то просят, чем отнимают.
Развивая ум. С ранних лет разыгрывайте с ребенком разные моменты, которые могут произойти с ним в будущем. Пусть робот и мишка поссорятся из-за чего-нибудь, а ребенок придумает, что будет дальше. Может быть, он придумает тот выход из ситуации, который всех устроит, и в дальнейшем среди других детей его ждет слава миротворца.
Возможно, ребенок решит, что мишка побьет робота и отнимет у него то, что хотел. Вы можете немного «поплакать» за обиженного мишку, но постарайтесь не говорить: «И потом с роботом никто не стал дружить». Спросите ребенка, как еще могла закончиться эта история – пусть сам догадается, что в любой ситуации есть различные варианты развития собитий.
Развивая чувство юмора. Вовремя прозвучавшая шутка может снять напряженность. Шутками, разрешающими конфликты, тоже можно запастись заранее, а сами конфликты разыгрывать  с помощью игрушек или пластилиновых человечков.
Разберется сам
Когда мама встает на защиту ребенка – а не делать это очень трудно – в глазах других детей этот ребенок очков не набирает. Возможно, с ним предпочтут не связываться, особенно если его защищает не мама, а суровый отец или старшие братья, но уважать не будут. Даже маленькие дети, играющие в песочнице, могут продолжить топтать куличики вашего малыша, как только вы отойдете – что уж говорить о школьниках, которые с удовольствием начнут дразнить вашего ребенка ябедой и маменькиным сынком.
Контактируя с другими детьми, иногда даже путем ссор, ребенок учится общаться, понимает, как вообще ведут себя другие дети, догадывается, что не все его любят, что иногда за что-то придется побороться. Не лишайте его этого, вмешивайтесь в конфликт только тогда, когда драка маленьких детей становится опасной, а общение школьников превращается в травлю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.